Конечно, заголовок является способом завлечь читателя на эту статью. Но нельзя отрицать, что быстро развивающаяся крипта может привести к этому. Поэтому предлагаю прочитать мой доклад для одного небезызвестного института, а заодно поглубже ознакомится в данной теме. Пишите свои мысли в комментариях, буду менять свой доклад если предоставите доказательства. Начинаем.
Введение
Сегодня обсудим тему, которая становится все более актуальной в финансовом и технологическом мире - регулирование криптовалют и сопутствующих технологий. Поскольку популярность и использование криптовалют продолжают расти, правительства и регулирующие органы по всему миру сталкиваются с задачей разработки рамок для управления этими цифровыми активами. Цель данного доклада, найти какими способами уже регулируется криптовалюта, а так же подумать какие средства могут быть применены в будущем.
Немного про криптовалюту
Криптовалюта - это цифровая или виртуальная валюта, которая использует криптографию для обеспечения безопасности и защиты финансовых транзакций. Одной из ключевых особенностей криптовалют является то, что они не контролируются центральными финансовыми учреждениями, такими как банки или правительства. Вместо этого криптовалюты основаны на технологии блокчейн, которая позволяет записывать и хранить транзакции в цепочке блоков, обеспечивая прозрачность и надежность. Некоторые из самых известных криптовалют включают в себя Биткойн, Эфириум, Рипл и Лайткойн. Криптовалюты могут использоваться для совершения покупок, инвестирования, переводов средств и других финансовых операций, их популярность и принятие продолжают расти по всему миру.
Является ли криптовалюта новым витком в развитии человечества? Никто не может сказать на 100%, но популярность данного средства уже довольно высока. Управляющим органам уже приходится разрабатывать стратегию контроля.
Рост популярности криптовалют
В конце декабря 2021 года общий объем рыночной капитализации криптовалют и торгуемых на криптовалютных биржах токенизированных активов составил около 2,3 трлн долл. США, что почти в два раза превышает объем глобального рынка «зеленых» облигаций10 и сопоставимо с объемом рыночной капитализации одной из крупнейших компаний – Microsoft. Пикового значения совокупная капитализация криптовалют и торгуемых на криптовалютных биржах токенизированных активов достигла в начале ноября 2021 года – 9 ноября объем капитализации превысил отметку в 3 трлн долл. США. Совокупная рыночная капитализация криптовалют относительно объема глобальных финансовых активов составляет около 1%. При этом, по оценкам Банка Англии, 95% существующих в настоящее время криптоактивов являются необеспеченными.
Самый большой обьем капитализации среди всех криптовалют приходится на Bitcoin (38% от общего рынка криптовалют), сразу за ним идет Ethereum (19% рынка) и т.д.
В целом объем рыночной капитализации криптовалют стремительно рос в течение последних лет, но даже в течение короткого промежутка времени ситуация может кардинально измениться ввиду существенных
колебаний их курса. Резкие спады и взлеты курса криптовалют наблюдаются на протяжении всего периода их существования.Чем часто пользуются спекулянты для зарабатывания денег. Впрочем это не всегда заканчивается хорошо.
Факторы влияющие на стоимость криптовалют
Для определения факторов, обратимся к исследованию Филипп Розенбаха и Роберт Рихтера, они пришли к выводу,что на криптовалюту влияет 19 факторов.
Самые важные из них:
- l Биржевой баланс
- l Обьем транзакций
- l Курс в долларах
- l Отток капитала
Стоит сказать, что такие показатели, как регулирование, были намеренно исключены из анализа, поскольку применяются на национальном уровне в то время как криптовалюты действуют на глобальном. Поскольку не существует единого глобального регулирования криптовалют, невозможно точно предсказать влияние национального регулирования на рынок.
Все факторы, влияющие на цену цифровой валюты, делятся на пять групп:
- l Финансовые факторы – к группе относится финансовая информация, такая как цены, объемы сделок, приток или отток валюты;
- l Деятельность по развитию – активность разработки каждого протокола блокчейн. Основными факторами, использованными для данного отчета, стала активность на GitHub и общая активность разработчиков;
- l Упоминание в социальных сетях – категория отражает присутствие каждого протокола в социальных сетях, таких как Twitter, или упоминания в поисковых системах типа Google;
- l Использование сети – обозначает насколько широко используется тот или иной протокол;
- l Размер сети и зрелость – измеряет размер или развитость сети.
Авторы пришли к выводу, что фактор стоимости криптовалют находится в прямой зависимости от того, как используется блокчейн и каким образом он структурирован.
Данный отчет окончательно показал, что криптовалюты различаются в зависимости от их основополагающей структуры и использования блокчейна.
Одновременно с этим криптовалюты имеют характеристики финансовых пирамид: рост их цены поддерживается спекулятивным спросом со стороны вновь входящих на рынок участников. Владельцы, которые «выходят» из пирамиды, продают свои вложения с прибылью за счет новичков, которые приобретают криптовалюту в надежде на рост ее цены в будущем и сами своим спросом стимулируют ее рост. При этом концентрация большого количества
отдельных криптовалют в руках небольшого круга инвесторов создает возможности для манипулирования ценой.
Если говорить отдельно о стейблкойнах, то помимо вышеуказанных факторов, их стоимость также определяется стоимостью обеспечивающих их активов. Но и тут нужно учитывать, что в условиях стресса могут происходить значительные колебания стоимости активов, которые способны существенно подорвать стабильность курса стейблкойнов.
Криптовалюты в России
в сентябре 2020 года, в рейтинге 154 стран по индексу глобального принятия криптовалют (Global Crypto Adoption Index) Россия заняла 2-е место (1-е место – Украина, 3-е место – Венесуэла). В соответствии с методикой Chainalysis, это означает, что в стране прослеживается высокий уровень использования криптовалюты по всем компонентам индекса. Объем сделок с криптовалютой в России в 2019–2020 годах относительно численности населения и размера экономики был очень высоким, однако в абсолютных числах значительно меньше, чем аналогичные показатели в США и Китае. В 2021 году Россия оказалась на 18-м месте в индексе (первые три места – у Вьетнама, Индии и Пакистана). Трудно не согласится с тем, что Россия является крупным игроком на рынке криптовалют.
Cделки с криптовалютой, как правило, носят трансграничный характер, поэтому для защиты своих прав инвесторам придётся обращаться в органы иностранных юрисдикций.
Если же противоправные действия произошли в России, то, согласно пункту 6 статьи 14 закона о ЦФА, требования лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Для признания совершения противоправных действий в отношении гражданина путем привлечения инвестиций в форме цифровых валют (криптовалют) необходимо доказать, что гражданин являлся владельцем цифровых валют, а также совершил их передачу третьим лицам. Лица, не задекларировавшие наличие у них криптовалюты, не могут подтвердить фактвладения криптовалютой, перечисленной ими в адрес нелегальных участников финансового рынка или лиц, осуществляющих мошенническую деятельность, в связи с чем такие лица не могут быть признаны потерпевшими.
Приобретение криптовалюты несет огромные риски, так как отсутствуют какие либо гарантии возвратности данных средств.
Риски для финансовой стабильности
Распространение криптовалют представляет определенные риски для экономики страны и финансовой стабильности. Возможное использование криптовалют в качестве средства платежа за товары и услуги может привести к нарушению денежного обращения и угрозе для суверенитета национальной валюты. Эта проблема (криптоизация) аналогична проблеме валютизации (рост наличных, депозитов в иностранной валюте или инвестиций в иностранные ценные бумаги), которая чаще всего характерна для стран с развивающимися рынками. Высокий уровень валютизации или криптоизации означает, что эффективность денежно-кредитной политики центрального банка будет ограничена, а уровень инфляции будет постоянно повышенным. Для борьбы с инфляцией потребуется поддерживать более высокий уровень ключевой ставки,что может отразиться на доступности кредитования для населения и бизнеса. Также переток капитала из традиционной финансовой системы на рынок криптовалют может привести к сокращению финансирования реального сектора экономики. Переход средств из традиционных ценных бумаг (акций, облигаций) в криптовалюты может привести к снижению капитализации фондового рынка и ограничить возможности компаний по привлечению инвестиций. Это может негативно сказаться на экономическом развитии, снизить потенциальные темпы роста доходов населения и увеличить уровень безработицы. С точки зрения платежного баланса, массовая покупка криптовалют населением может привести к оттоку капитала из страны и ослаблению курса национальной валюты. В отличие от фиатной валюты и ценных бумаг, приобретенных на зарубежных рынках, которые могут быть проданы в период волатильности и смягчить последствия кризиса, средства, инвестированные в криптовалюты, могут быть утрачены без возможности возврата, что может усилить финансовые риски в период кризиса.
Регулирование криптовалют
Регулирование криптовалют за рубежом
Иностранные регуляторы уже давно озабочены данным вопросом. Это подтверждает участившиеся за последний год публикации и заявления в которых содержатся предупреждения для потребителей о высоких рисках. На данный момент все еще не сформирован глобальный метод регулирования криптовалют. Но можно выделить несколько методов борьбы:
- В части использования криптовалют для платежей все больше ведущих стран вводит прямой запрет, в других странах данная область пока находится в «серой» зоне, но с большой вероятностью можно ожидать дальнейшего ужесточения.
- В части торговли криптовалютой в ряде стран действует запрет, другие страны разрешают работу криптовалютных бирж, но планомерно ужесточают требования в области ПОД/ФТ и требуют подробную отчетность.
- В части регулирования инвестиций в криптовалюты регуляторы ведущих стран либо вводят запреты, либо дают гражданам настоятельные рекомендации не инвестировать в такие инструменты.
Учитывая, что страны с формирующимися рынками более чувствительны к рискам криптовалют, в данных юрисдикциях, как правило, применяется более жесткий подход, чем в развитых странах. Путь планомерного ужесточения политики в отношении криптовалюты можно отследить на примере Китая, который изначально был одним из основных пользователей криптовалют.
В 2013 году Народный банк Китая (НБК) ввел запрет для финансовых и платежных организаций на использование криптовалют. В 2017 году правительство Китая запретило криптовалютным биржам работать с пользователями внутри страны. В сентябре 2021 года НБК совместно с другими регуляторами выпустил уведомление2, устанавливающее полный запрет на все операции с криптовалютами, согласно которому:
- l Криптовалюты не являются законным средством платежа на территории страны;
- l Связанная с криптовалютами финансовая деятельность (выпуск, обмен, торговля, оказание посреднических услуг и т.д.) является незаконной;
- l Предоставление зарубежными криптовалютными биржами услуг резидентам страны является незаконным;
- l Вводится запрет майнинга.
При этом важно отметить, что параллельно с введением поступательного запрета на частные криптовалюты власти Китая далеко продвинулись в разработке собственной ЦВЦБ.
В последние годы центральные банки многих стран заявили о том, что планируют разработать свою собственную цифровую валюту, которую, очевидно, планируется использовать, в т.ч. чтобы избежать рисков частных криптовалют.
Криптовалюта, как средство платежа
Основным вопросом является отношение регуляторов к криптовалютам в качестве средства платежа, поскольку это влияет на перспективы криптовалют и их стоимость. Несколько стран ввели прямой запрет на использование криптовалют в платежах, включая Бангладеш, Вьетнам, Египет, Индонезию (для финансовых институтов), Китай, ОАЭ и Турцию. Индия также работает над разработкой регулирования; согласно текущему законопроекту, использование криптовалют для платежей будет запрещено.
Во многих странах (включая Канаду, Республику Корею, Францию) этот запрет формулируется как признание национальной валюты единственным законным средством платежа, что фактически делает использование криптовалют для платежей незаконным. Согласно канадскому законодательству, криптовалюты рассматриваются как цифровое представление стоимости и не являются законным платежным средством, а обмен криптовалют на товары рассматривается как бартерная сделка.
С появлением ЦВЦБ в различных странах и улучшением платежных систем потребность в использовании криптовалют в расчетах и для международных транзакций в рамках законной деятельности, по прогнозам, значительно сократится. При таком развитии событий привлекательность криптовалют сохранится лишь для обслуживания незаконных операций, что, вероятно, заставит регуляторов по всему миру ввести запрет или ужесточить регулирование использования криптовалют в расчетах.
Регулирование инвестиций в криптовалюту
С января 2021 года Служба финансового надзора Великобритании (FСA) ввела запрет на продажу, продвижение и распространение розничным инвесторам деривативов и биржевых индексных облигаций, связанных с криптовалютами.
По мнению регулятора, потребители неспособны достоверно оценить стоимость таких продуктов и их риски.
В ЮАР планируется ввести запрет для пенсионных фондов по инвестированию в криптоактивы напрямую или через посредников (подготовлен соответствующий проект изменений в законодательство). В Бразилии еще в 2018 году регулятор запретил инвестиционным фондам осуществлять покупку криптовалют.
Регулирование криптобирж
В странах, где нет запрета на торговлю криптовалютами, регуляторы разрабатывают требования для криптовалютных бирж с целью предотвращения рисков отмывания денег и финансирования терроризма, а также для обеспечения мониторинга, который поможет определить дальнейшее направление корректировки политики. Регуляторы вводят требования в области лицензирования и регистрации деятельности поставщиков услуг в сфере криптовалют, прежде всего криптовалютных бирж. Обычно для лицензированных поставщиков услуг, особенно в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, устанавливаются определенные требования.
Требование об обязательной регистрации и лицензировании поставщиков услуг в сфере криптовалют и соблюдении требований в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма введено во Франции, Великобритании и США; аналогичные меры планируются в ЕС и Гонконге. В Южной Корее в рамках Комиссии по финансовым услугам (FSC) действует специализированный орган - Korea Financial Intelligence Unit (KoFIU), ответственный за регистрацию и надзор за поставщиками услуг, связанных с виртуальными активами. В Японии разрешено предоставлять свои услуги только тем криптовалютным биржам, которые прошли регистрацию и работают в соответствии с требованиями, предусмотренными Законом о платежных услугах Японии (PSA).
В США криптовалютные биржи обязаны сообщать о подозрительных транзакциях, предоставлять отчеты о сделках на сумму выше 10 тыс. долларов США и хранить информацию о денежных переводах. В Великобритании биржи обязаны проводить более тщательную юридическую проверку при работе с клиентами, вызывающими наибольшие опасения в отношении отмывания денег и финансирования терроризма, а также постоянно мониторить всех клиентов, чтобы убедиться, что операции соответствуют бизнес-профилю и риск-профилю клиента. Во Франции криптовалютные биржи обязаны проводить верификацию своих клиентов, осуществляющих любые операции с криптовалютой, независимо от их размера (ранее требование распространялось только на операции объемом более 1 тыс. евро).
В Гонконге планируется ввести требование предоставления услуг криптовалютными биржами только квалифицированным инвесторам (с инвестиционным портфелем не менее 1 млн долларов США). Европейская комиссия представила в сентябре 2020 года проект закона "Регулирование рынка криптоактивов" (Regulation on Markets in Crypto-assets, MiCA Regulation). В рамках законопроекта предусмотрены процедуры регистрации институтов (включая биржи), предоставляющих услуги, связанные с криптоактивами, их требования, а также полномочия национальных регуляторов, Европейского банковского агентства и Европейского агентства по ценным бумагам и рынкам в области надзора. Предполагается, что требования начнут применяться к 2024 году.
Подход регуляторов к стейблкойнам
Большинство стейблкойнов характеризуются наличием обеспечения, что делает их аналогичными инвестиционным фондам, включая фонды денежного рынка. Например, стейблкойн Tether обеспечен коммерческими бумагами, депозитарными сертификатами, кредитами, корпоративными облигациями, драгоценными металлами, инвестициями в фонды и другими активами. Таким образом, стейблкойны фактически используются для обхода соответствующего регулирования.
В этой связи рабочая группа по финансовым рынкам при Президенте США в сотрудничестве с Федеральной корпорацией страхования депозитов (FDIC) и Управлением контролера валюты США опубликовала в ноябре 2021 года доклад о стейблкойнах, в котором предлагается ввести регулирование для сокращения пруденциальных рисков.
В частности, (i) для защиты потребителей и предотвращения массового оттока инвесторов эмитентами стейблкойнов должны быть только застрахованные депозитарные институты, подлежащие надлежащему регулированию и надзору; (ii) для предотвращения риска для платежных систем институты, предоставляющие услуги по хранению и передаче стейблкойнов, также должны быть под надзором и соответствовать определенным требованиям, включая капитал и ликвидность; (iii) для снижения системного риска необходимо установить ограничения на аффилированность эмитентов стейблкойнов с коммерческими организациями.
Подобный подход разрабатывается в ЕС в рамках законопроекта MiCA. Согласно законопроекту, обеспеченные стейблкойны относятся к категории asset-referenced tokens. Среди других мер для эмитентов таких токенов предлагается ввести требование о лицензировании, обязательном формировании капитала (не менее 350 тыс. евро) и поддержании достаточного уровня капитала первого уровня на уровне 2% от обеспечения по стейблкойнам за последние полгода.
Регулирование в России
Растущий интерес российских граждан, существенный объем вложений и высокие риски операций с криптовалютами, описанные выше, создают потенциальные системные угрозы. Статус российского рубля, который не является резервной валютой, не позволяет применять в России мягкий подход и игнорировать нарастание рисков.
ЦБ России предлагает разделить криптоактивы на две группы
и присвоить им различные коэффициенты риска, которые будут учитываться в определении общих требований к достаточности капитала: в первую группу вошли токенизированные активы и стейблкойны, подпадающие под существующие регуляторные правила, применимые к кредитам, акциям,
облигациям (коэффициент в таком случае составит от 0 до 1250%); ко второй группе относятся необеспеченные криптовалюты, к которым применяется коэффициент 1250% (означает полное покрытие капиталом таких вложений).
Введение на законодательном уровне запрета для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты и связанные с ними финансовые инструменты, запрета на использование российских финансовых посредников и инфраструктуры финансового рынка для осуществления любых операций с криптовалютой (приобретение, осуществление платежей и переводов, отчуждение криптовалют) и для способствования осуществлению подобных операций (в т.ч. оказание услуг по хранению или содействие принятию рисков через деривативы).
Ввиду глобального характера криптовалют и различий в регулировании в разных странах возникает риск регуляторного арбитража, т.е. перетока операций в юрисдикции с более лояльным регулятивным режимом. В связи с этим целесообразно также продолжить работу по совершенствованию взаимодействия как с национальными регуляторами, так и с международными организациями в целях гармонизации подходов. Важным аспектом является выработка согласованной позиции в отношении регулирования криптовалют в рамках ЕАЭС для исключения рисков регуляторного арбитража в регионе, учитывая, что ряд стран (в частности, Казахстан и Республика Беларусь) также являются активными участниками глобального криптовалютного рынка.
Одновременно Банк России продолжит реализацию мер по повышению уровня осведомленности граждан о рисках, сопряженных с вложениями в криптовалюту, а также об их отличии от цифровых валют центральных банков.
Что сделано в россии прямо сейчас?
Основным законом здесь является Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте» от 31.07.2020. Главное, что там сказано – это то, что эти самые цифровые валюты в России ни в коем случае нельзя принимать в оплату за товары, работы и услуги. В остальном – можно их сами без проблем покупать и продавать, как и любое другое имущество.
На данный момент в российском законе упоминаются 3 вида цифровых акивов:
- Цифровая валюта – это актив в информационной системе, который можно кому-нибудь заплатить, но который сам по себе не воплощает каких-либо обязательств ее эмитента. Сюда можно смело отнести Bitcoin, Ethereum
- Цифровые финансовые активы – это любые традиционные финансовые инструменты (всё, что связано с денежными требованиями, в том числе акции и т.д.), которые находятся в блокчейне и базируются на специальной ИТ-платформе из реестра российского ЦБ. Ключевое отличие от цифровой валюты в том, что эмитент ЦФА несет перед их держателями определенные денежные обязательства.
- Утилитарные цифровые права – это актив , который регулируется отдельным законом № 259-ФЗ от 02.08.2019 и представляет собой права требования на товар, услугу, или результат интеллектуальной деятельности
На основе этих 3 понятиях формируются основные законы в России про криптовалюту.
Так же, активно вводится такое понятие как “цифровой рубль”
На данный момент уже вводится много законов для регулирования криптовалют, а планируется еще больше. Сейчас сложно сказать что то больше, так как все только активно развивается и как в итоге выйдет, мы узнаем лишь подождав.
Источники информации:
- Филипп Розенбах, Роберт Рихтер, Исследование о факторах, которые влияют на криптовалюту. - 2020. -
- Cong, Lin William, Ye Li, Neng Wang. Tokenomics: Dynamic adoption and valuation. The Review of Financial Studies. -2021.-
- Глобальный обзор финансовой стабильности МВФ. - Октябрь 2021 года -
- Доклад для общественных консультаций от Банка Росии -//КРИПТОВАЛЮТЫ: ТРЕНДЫ, РИСКИ, МЕРЫ// - 2022 -
- Федеральные законы РФ