Найти тему

Сотрудники поколения Z. Как с ними работать?

Познакомьтесь с Петей.

Он родился в начале нулевых и вырос в среде цифровых технологий (сейчас ему 21-22 года].
Он родился в начале нулевых и вырос в среде цифровых технологий (сейчас ему 21-22 года].

Из-за сотен друзей во «Вконтакте» и других соцсетях Петя разучился строить прочные связи. Как только становится некомфортно, он расстаётся с друзьями. 

Аналогично происходит и с работой. 

Если что-то идёт не так, Петя уже готов писать заявление об уходе и искать новое место работы. Благодаря технологиям и доступности информации, он понимает, что вариантов много и совсем без работы он не останется. 

Петя – типичный представитель поколения Z.
Петя – типичный представитель поколения Z.

Возможно, в вашем коллективе есть такие сотрудники. Чтобы эффективно с ними взаимодействовать, важно знать несколько особенностей. 

1️⃣ Пете достаточно 8 секунд, чтобы понять, интересно ему или нет, хочет читать дальше или нет (то самое клиповое мышление). Поэтому у вас довольно мало шансов и времени произвести впечатление на такого сотрудника. 

2️⃣ Не ждите, что в спорной ситуации наш персонаж осознает, что не прав и начнёт чувствовать вину. Ошибки для поколения Z – это норма жизни, и они относятся к ним спокойно. 

3️⃣ Петя не готов выполнять работу просто потому, что надо. Поколение Z – это ДУМАЮЩИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ. 

С одной стороны, это люди, которым нужны границы: чёткие правила, задачи, точно оговорённые сроки. С другой – важно, чтобы внутри границ присутствовала свобода выбора и действий. 

4️⃣ Пете в детстве мама говорила: «Ты – красавчик, ты – уникальный». Поэтому часто у представителей поколения Z завышенная самооценка и на всё есть своё мнение. При этом устойчивых жизненных принципов нет, они могут легко их менять, узнав какую-то новую информацию. 

5️⃣ Петя хочет достичь успеха быстро и получать достойную зарплату сразу. Его точно не устроит ваше: «Ну, поработай месяца 3-4, потом посмотрим...» 

Поколение Z – люди быстрых результатов. 

6️⃣ История про то, что коллектив важнее важного, а цели компании должны жить в сердце каждого сотрудника, не прокатит. Сотрудника Петю больше заботит он сам, его выгоды. 

7️⃣ Но при этом Петю можно зацепить идеей мирового масштаба. Он с удовольствием впишется в какой-то глобальный челлендж. 

Как же управлять такими людьми?Вот топ рекомендаций: 

🎯Привет, старый-добрый SMART. 

Поколение Z будет эффективно работать, если есть ясность и очерченные границы.  

Такому сотруднику необходимы: 

  • чёткий дедлайн 
  • критерии достижимости 
  • показатели оценки 
  • понимание значимости задачи 

Иначе Петя будет хитрить и лишь делать вид, что занят важным делом. 

Говорим коротко, по делу, а всю изложенную суть дублируем письменно в мессенджерах или специальных программах. Электронная почта для нового поколения – прошлый век. 

А ещё задачи должны быть краткосрочными. Лучше, если их будет три-пять, причём разноплановых. Так у сотрудника не возникнет ощущения, что его работа стереотипна и монотонна. 

🎯Не ведитесь на то, что сотрудники поколения Z позиционируют себя как свободные личности: «Я сам знаю, что и как делать».  

О форме контроля договаривайтесь заранее. 

Озвучивайте последствия: «Выполнишь требования, получишь больше свободы. Не выполнишь – контроль усилится или будет то-то».  

Как правило, дети технологий следуют договоренностям и адекватно относятся к наступлению последствий за косяки. 

🎯Поколение Z ждёт индивидуального подхода. 

Общайтесь один на один, выясняйте, что интересно каждому из них, и используйте это как мотиватор: 

  • одному лично выдайте канцелярские товары, 
  • другому предложите особые условия работы, 
  • третьему дайте возможность самостоятельно придумать название своей должности. 

🎯Находите поводы регулярно их хвалить 

Для этого поколения похвала – необходимое топливо. Без него они быстро сдуваются. 

Можете внедрить в компании систему лайков и отличий. 
Подойдут и маленькие бонусы: билет в кино, подарочный сертификат в магазин модной одежды или электроники.
Можете внедрить в компании систему лайков и отличий. Подойдут и маленькие бонусы: билет в кино, подарочный сертификат в магазин модной одежды или электроники.

🎯 Критика должна быть строго конструктивной и без эмоций

Представителей поколения Z не проймёшь упрёками в безответственности, халатности, нарушении моральных норм. Скорее, расценят наезд руководителя как знак того, что он не понимает их. Ведь для них все их поступки логичны, последовательны и понятны. 

🎯Строгий запрет на авторитарный стиль управления 

Рамки и дедлайны должны быть поданы под очень демократичным соусом. Лидер для поколения Z – это не тот, кто напорист. Это прежде всего профессионал, способный завоевать авторитет среди подчинённых благодаря своим знаниям и опыту, а также внимательному отношению к своим людям. 

🎯 Обучайте в формате нового времени. 

Даже не вздумайте отправлять их на скучные лекции. Обучайте, соответствуя духу современности: игровые форматы, интересные подачи онлайн-вебинаров. Даже в рабочий процесс внедряйте геймификацию. 

Какие трудности вы испытываете в работе с сотрудниками разных поколений?