Найти тему
Армия и Флот

1985 год. Борьба с Зеленым Змием...

Наглядная агитация!
Наглядная агитация!

Артур Лекус рассказал на досуге: "Одним из колоритных сослуживцев во Вроцлаве (СГВ, Польша) был заместитель командира по тылу майор Чухломин Владимир Александрович.

Он действительно выглядел очень колоритно: невысокого роста, очень полный – ремень портупеи 3-го, самого большого размера он мог надеть лишь после глубокого вдоха, застегивая пряжку на последние отверстия…

Если бы я примерил это его снаряжение, то спокойно бы мог обернуть свою талию два раза. И если бы я не знал, что мультфильм «Малыш и Карлсон» создавался в конце 60-х годов, то, пожалуй, смог бы утверждать, что Карлсона рисовали именно с Владимира Александровича – очень уж внешне они были похожи.

На тот момент ему было около сорока лет, и военная карьера шла к завершению. Владимир Александрович был обладателем исконно российской привычки по части потребления ликеро-водочной продукции.

Не знаю, почему именно русским приписывается пьянство без меры, в других странах выпивают не меньше, а то и больше. Видимо это – элемент фольклорного жанра, такой же, как еврейская алчность и жадность…

Зима, ночь, я в одном из своих первых нарядов – помощник дежурного по части. Сижу за пультом со связью и сигнализацией. Звонок по телефону: обеспокоенным тоном кочегар из котельной отрапортовал, что резко понижается температура и необходимо пополнить запасы кокса.

Я тогда, не знавший всех тонкостей процессов обеспечения бесперебойности подачи тепла, тут же позвонил в квартиру зампотыла и тревожно сообщил о предстоящем катаклизме.

В трубке я услышал глубокий вздох и раздраженное резюме: «Товарищ, лейтенант, ну я же не Сергей Лазо – сам в топку не полезу! Звони, бл…дь, командиру хозвзвода!».

Я просто опешил… Кстати, по легенде, как оказывается вымышленной, героя гражданской войны С. Лазо японцы сожгли в топке паровоза. Напомню, что товарищ майор был большим любителем напитков, поднимающих настроение и тонус, а то время в Польше такими напитками были определенные проблемы.

В военторге были только массандровские вина, а он эти «девчачьи» напитки не признавал, не смотря на их букет и приятное послевкусие. Польскую водку пить было невозможно – по-моему, спирт для её изготовления перегоняли из навоза и гражданину СССР, выросшему и воспитанному на «Московской» и «Столичной» она вовнутрь никак не заходила, если и заходила, то могла там не ужиться и попросится наружу.

Мы из отпуска старались, не смотря на ограничения, провезти как можно больше именно нашей – родной. Так же, как и во всех группах войск, было принято после отпуска собрать и угостить сослуживцев родной водкой. И конечно, В.А. был всегда в первых рядах угощаемых.

1985 год! Буйным цветом в СССР идёт борьба с зеленым змием, водка стала дефицитом. Я в отпуске и надо скоро возвращаться, а достаточного количества для угощения не набрал.

Выход нашла моя двоюродная бабушка Аня, которая гнала замечательный самогон по какому-то древнейшему секретному рецепту. Но как его вывезти за границы нашей необъятной Родины?

Выход оказался простым и народным: была взята трехлитровая банка из под яблочного сока с этикеткой «Сок яблочный неосветленный», самогон был подкрашен жженым сахаром и закатан жестяной крышкой. Контрабанда прошла без проблем.

Первый день после отпуска, конец служебного дня, звонок телефона в моем штабном кабинете:

– Артур Леонидович, зайдите ко мне, пожалуйста… – сообщил мне ласковым баритоном зампотыл части.

К тому времени я был уже старшим лейтенантом и прекрасно знал причину вызова, поэтому у меня в пластиковой бутылочке 0.33л был приготовлен самогон. Ну, чтобы не совершать лишний марш-бросок до квартиры. Захожу с аккуратным стуком:

– Вызывали, товарищ майор?

– Проходи, проходи, старлей! Не стесняйся, присаживайся и рассказывай как там Родина поживает? – Владимир Александрович был любезен и интеллигентен, как всегда...

После моего доклада, красной нитью которого оказались подробности о жёстких ограничениях алкогольной продукции в стране, майор Чухломин встревожился не на шутку и сразу перешел к делу:

– Так что? Ты ничего не привёз!?

Мой гордый ответ в виде выуженной из кармана галифе пластиковой бутылочки с самогоном, который я отрекомендовал как «Уральский напиток», моментально сняли со старшего офицера всю тревожность и волнение.

Майор расцвёл! Приступить к совместной дегустации пришлось вежливо отказаться, зная, что меня ждут другие дегустаторы из более низкой ступени «Табеля о рангах».

Старый воин – мудрый воин! На следующее утро, уходя на службу, я снова захватил с собой 0,33 «Уральского напитка» и не ошибся. Вечером звонок:

– Ну, Артур Леонидович, разбередил ты мне душу этим Уральским напитком! У тебя случайно ещё не осталось? (Как тут не вспомнить Карлсона?).

Надо заметить, что подобное происходило и с другими моими сослуживцами. Но не со всеми, а с теми, кто уважал зампотыла и кого уважал он сам. Нас это не раздражало, скорее мы относились к таким мероприятиям с добротой и подспудно ожидали встреч с майором.

Воскресенье был выходным, если не проводились спортивные мероприятия или подготовка к учениям. В последнее воскресенье октября в стране отмечался День работника автомобильного транспорта. Звонок в квартиру с утра:

– Артур Леонидович, поздравляю Вас с профессиональным праздником! Вы – отличный офицер-автомобилист, и по случаю такого праздника я разрешаю нам с Вами ё…нуть по сто грамм!

– Владимир Александрович, да я бы с удовольствием! Но где взять-то?

– Ну, это – Ваши проблемы! Не я же офицер-автомобилист. Жду Вас у себя в кабинете.

Сейчас не вспомню, как я решил «мою проблему», но по сто грамм мы в тот день выпили. Практически все мы любили В.А. – было в нём что-то притягивающее и юморное. Как можно забыть его фразу, которая стала «мемом» батальона:

– Стою у окна, смотрю в него два часа – никто не работает!

P.S. Полностью главу о начале службы в СГВ можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/ZjCEjUfELlYzWVGy

Широкий выбор винных напитков. Германия...
Широкий выбор винных напитков. Германия...