Краткая история пути победы моего деда Иванова Владимира Васильевича 1925 года рождения, которую я позволила напомнить перед праздником 9 мая,
многим читателям показалась недостаточной. Что ж , приближающееся 80-летие Победы в той ужасной войне хороший повод почтить память любимого дедушки, описав путь его воинской славы, насколько он мне известен. Тем более сейчас появилась уникальная возможность поучаствовать в проекте «Архивы памяти 1941–1945», организованном Дзеном.
Итак, мой дед Иванов Владимир Васильевич родился в Архангельске 24 декабря 1925 года.
После 8 лет обязательной общеобразовательной школы 15 летнеим пацаном он отправился учиться в фельдшерскую высшую школу (сейчас это архангельский медицинский колледж). Дед тогда выбрал самое популярное и такое нужное в грядущей войне направление: фельдшерско санитарное (было открыто только в 1931 году).
В начале войны 16 летним подростком он вместе с товарищами нес службу по ночам, туша на крышах деревянных домов, из которых тогда и состоял весь жилфонд Архангельска сброшенные немцами фугаски.
Ликбез:
Фугасками в военное время называли находящиеся на вооружении германской авиации широкий ассортимент авиабомб осколочно-фугасных, фугасных и зажигательных.
Фугасные авиабомбы подразделялись по калибру (весу) и толщине стенок.
На жилые кварталы Архангельска сбрасывали фугасные и зажигательные бомбы малого калибра, которые нужно было у петь быстро потушить, чем и занимался мой дед во время своих ночных дежурств в 1941-1942 годах.
15 февраля 1943 , как только ему исполнилось 17 лет (а в Великую Отечественную войну призывной возраст был снижен до этой планки) дед был призван в РККА и принял присягу в 33 запасном стрелковом полку, после чего направлен на ускоренную подготовку в Архангельское пулеметное училище.
В июле 1943 он прибыл, так и не закончив училище (очень нужны были новые солдаты на фронт), под Курск, где увидел множество раненых солдат после самого большого танкового сражения Второй мировой - под Прохоровкой, которое стало кульминационным событием Курской битвы. Многие солдаты плакали. Дед был поражен количеством убитых и раненых (здесь уместно будет отправить в любопытной статье на эту тему👇)
и, доложив начальству о своем медицинском образовании, стал проситься санбратом на фронт.
Видимо, не увидев в деде, который тогда был худеньким и невысоким парнишкой, почти ребенком, великого бойца Красной армии, по его распределению направили его в 3-ю гвардейскую танковую армию под командованием генерал- лейтенанта Рыбалко П.С. , в 286 гвардейско-зенитный полк качестве полевого санинструктора. В его составе дед участвовал в форсировании Днепра в районе Бруклинского плацдарма. Вместе с солдатами, вытаскивая из под огня раненых и спасая им жизни оказанием неотложной помощи, дедуля прошел по всей Украине, участвовал в освобождении городов Проскуров, Фастов, Житомир, Бердичев, Казатин, Перемышль.
В составе своего 286 полка, дед прошел и часть Польши, принял участие в форсировании Вислы в районе города Сандамира, действия, которое было частью масштабной Львовской-Сандомирской операции, входящей в состав военной кампании с говорящим названием «10 сталинских ударов».
В августе 1944 в разгар боев под Сандомиром на Висле дед получил сильнейшую контузию, спасая командира полка из горящего танка.
В одном из кровопролитных сражений мой дедушка (напомню, что он тогда был еще совсем мальчишкой) увидел, что подбит и загорелся танк командира батальона. Не раздумывая и понимая, что минута промедления может стоить жизни комбату, он ринулся вытаскивать человека из горящего танка.
Вытащив командира, дед сам чуть не погиб. Совсем рядом взорвалась бомба и отважного санинструктора засыпало землей, предварительно оглушив и ранив. Просто чудо, что один из боевых товарищей видел, куда упал мой дед и смог указать после боя место, где тот находился.
После этого происшествия дедулю направили на лечение в Боржом-Лихань. А затем в запасной танковый полк в Иран, где он и встретил День Победы в 1945 (тяжёлая контузия, полученная во время тех страшных лет давала о себе знать всю жизнь: дедушка почти перестал слышать и чтобы он услышал тебя приходилось почти кричать).
Всего за время войны (напомню, что воевал дед с июля 1943 по август 1944) моим предком было эвакуировано с поля боя более 1000 бойцов, которым тут же в жесточайших условиях боев была оказана первая медицинская помощь. Можно считать, что дед подарил жизнь этой тысяче человек. Знаю, что с многими он потом списывался до конца своих лет, дружа на расстоянии.
За героизм и спасение командующего полка дед был награжден орденом Красной звезды, который выдавался как знак отличия за большие заслуги в деле обороны Союза Советских Социалистических Республик.
Так же дед был награжден Орденом Отечественной войны, которым награждались солдаты советских вооруженных сил, войск безопасности и партизан за героические подвиги во время Великой Отечественной войны.
Среди наград военного времени, деду был еще вручен воинский знак «Гвардия», который выдавался военнослужащим гвардейских воинских частей, принимавших деятельное участие в сражениях.
После войны, встретившись с командиром полка, которому он спас жизнь, начальник был удивлен, почему у деда так мало наград, на что дедуля ему отвечал: тогда ведь воевать надо было, а не пустяками заниматься, сам ведь знаешь. Он любил рассказывать только эту историю, а войну вспоминать терпеть не мог, говоря только, что это было самое жуткое и страшное, что он пережил за всю свою жизнь.
Очень жаль, что сейчас в какой то мере повторяется то страшное время. В День Победы могу пожелать нам всем только одного: чтобы весь этот кошмар поскорее закончился!
Всегда ваша Морозова❤️🩹
Мои проекты:
Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте