Найти в Дзене
ВТБ Страна

Монтессори, Доман, Зайцев: в чем суть популярных методик раннего развития детей

Оглавление

Ученые и педагоги считают, что возраст от рождения до трех лет — это время наивысшей активности мозга. Психологи и педагоги разработали множество методик раннего развития, которые позволяют раскрыть потенциал ребенка. Команда «ВТБ — России» рассказывает о самых известных из них.

Альберт Анкер. «Пишущий мальчик с сестрой», 1875 год, частная коллекция © Public domain
Альберт Анкер. «Пишущий мальчик с сестрой», 1875 год, частная коллекция © Public domain

Методика Марии Монтессори: помоги мне сделать это самому

Мария Монтессори — итальянский педагог, врач и одна из первых женщин, создавших собственную систему развития детей. Эта педагогическая система появилась в начале 20 века.

Суть методики. Дать ребенку свободу и возможность самому изучать окружающий мир, развивать моторику и навыки самообслуживания. Учителю отводится роль наблюдателя, всегда готового подсказать, как взаимодействовать с каким-либо предметом из окружающей среды.

Основные принципы. «Помоги мне сделать это самому». Монтессори — методика раннего развития, но группы здесь все равно разновозрастные. Занятия проводятся в специально оборудованных классах, где есть множество различных предметов и материалов. Класс разделен на несколько частей: стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую, творческую, игровую и спортивную. В системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой. Недопустимы критика и запреты. Ребенок имеет право на ошибку.

Вальдорфская методика: свобода и эмоциональное развитие

Австрийский ученый и педагог Рудольф Штайнер разработал Вальдорфскую методику в первой половине 20 века в ответ на жалобы сотрудников компании «Вальдорф Астория». Они возмущались тем, что их дети не получают качественного образования.

Суть методики. Ребенок проявляет способности, данные ему природой, в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий. Считается, что сначала ребенок должен созреть эмоционально, а затем можно приступать к интеллектуальному развитию. Ребенок лучше познает мир в процессе трудовой и творческой деятельности, а не за партой от звонка до звонка.

Основные принципы. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребенку развиваться в своем темпе. Ребенок должен подольше наслаждаться радостями детства. Группы разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную. Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. В младших классах нет оценок, преподавание ведется преимущественно без учебников. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели. Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии, сюжетно-ролевых играх.

Методика Гленна Домана: чем раньше, тем лучше

Гленн Доман — врач-нейрофизиолог, сотрудник Университета Пенсильвании, основатель Института развития человеческого потенциала. В 60-х годах 20 века он первым выдвинул гипотезу, что до трех лет нужно дать ребенку максимальное количество полезных знаний и навыков, а затем поддерживать их с помощью регулярных занятий.

Суть методики. В 10–12 месяцев пора готовить ребенка к чтению слов. Для успешного освоения букв и слогов малышу достаточно уловить общие законы чтения, поэтому занятия заключаются в демонстрации карточек с изображением слов, точек и ярких картинок. Запоминая карточки с изображением и целым словом, малыш будет помнить образ слова, а далее сможет найти его в тексте. С помощью карточек также можно вести обучение счету до ста и изучать иностранные языки.

Основные принципы. Главное — повторение. Мозг требует регулярных ежедневных нагрузок в период с рождения до пяти лет, чтобы развиваться, учиться новому, обрабатывать массивы информации. Развитие тела не менее важно, чем развитие интеллекта. Двигательные упражнения уместны, когда ученик действительно в них заинтересован. Если ребенок не проявляет интереса к занятиям, стоит перенести их на несколько часов. Важный момент — мотивация и похвала. Доман настаивал на краткости занятий: они должны длиться 5–10 минут, но в течение этого времени ребенок должен быть полностью сконцентрирован на учебном материале.

Методика Сесиль Лупан: не опекай, а интересуйся

Сесиль Лупан — бельгийская актриса, которая после рождения дочери в 1982 году разработала свою систему игровых упражнений для малышей начиная с младенческого возраста. Акцент делается на естественном развитии малыша, эмоциональности, учете интересов ребенка.

Суть методики. Родители должны проявлять к детям внимание-интерес, а не внимание-опеку. Малышу необходимо общение и занятия с родителями: совместное чтение, лепка, прогулки. Важный момент: родители должны проявлять искренний интерес к ребенку и совместным занятиям.

Основные принципы. Метод развития и воспитания Сесиль Лупан не считается сугубо научной практикой. Скорее это методика разностороннего развития ребенка с ориентиром на индивидуальные особенности и интересы. Автор системы предлагает отказаться от ежедневного расписания занятий. Достаточно составить расписание на неделю, где будут указаны основные моменты. Детский мозг нужно не нагружать информацией, а обучать, как ее обрабатывать и обобщать. Все упражнения должны строиться по принципу от простого к сложному. Наряду с развитием интеллекта важно не забывать о чувствах малыша, постоянно его обнимать, целовать и давать эмоциональный отклик.

Методика Николая Зайцева: склады вместо букв и слогов

Николай Александрович Зайцев — филолог из Санкт-Петербурга, потомственный педагог. Он придумал новаторскую систему преподнесения учебного материала детям в виде кубиков. Метод применяется в системе дошкольного образования с 1989 года.

Суть методики. Она состоит в том, чтобы учить ребенка чтению не по буквам или слогам, а по так называемым складам на специальных кубиках. Склады для чтения — это буквосочетания (минимальная произносимая речевая единица), с которых любой малыш начинает учиться говорить. Их особенность в том, что они никогда не состоят больше чем из двух букв, в отличие от слогов.

Основные принципы. Обучение можно начинать с двух лет. Столы и парты в классе отсутствуют. Ребенок может лежать, прыгать, бегать или стоять в стороне в процессе предоставления материала. Уроки проводят с акцентом на развитии зрения, слуха и тактильного восприятия. Преподаватель обязан учитывать физиологические особенности детей. На занятиях используются таблицы и специальные аудиоматериалы. Еще один важный принцип методики Зайцева заключается в том, что перед детьми предстает сразу весь материал, который нужно освоить. Многие это критикуют, но в окружающем мире ребенок тоже видит все и сразу. Длительность урока — 20 минут.

Поддержка социально значимых инициатив в области детского образования — одно из направлений деятельности благотворительного фонда «ВТБ Страна». До 30 апреля 2024 года фонд ведет прием заявок на грантовый конкурс «Вектор твоего будущего». Организации, которые внедрили новые практики в сфере образования и развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, смогут получить от ВТБ грант на сумму до 1 млн рублей. Среди ожидаемых проектов — разработка новых методик образования, развитие инновационных образовательных подходов, оснащение учебных кабинетов техникой, инвентарем, литературой и другое. Подать заявку на участие в конкурсе можно на сайте фонда «ВТБ Страна».