Найти тему
Вечерний картограф

Иван Грозный и недопрорубленное окно в Европу

Это продолжение цикла постов об истории границ в Прибалтике. Начало – здесь.

Первая большая война русских в Ливонии произошла в 1480-81 гг., когда рыцари решили закошмарить Псковскую землю, но получили отпор от Ивана III, который вторгся на территорию ордена, нанес ему тяжелый урон (плениша и пожгоша всю землю немецкую от Юрьева и до Риги) и вынудил подписать мир на своих условиях. Одним из положений мира была выплата ежегодной «Юрьевской» дани. По итогам той войны на левом берегу Наровы напротив датского замка начала XIV века выросла русская крепость Ивангород, образовав вместе с ним грозный и живописный ансамбль, полный всякого символизма. Именно отказ ливонцев от выплаты Юрьевской дани восемьдесят лет спустя стал одним из поводов для вторжения Ивана Грозного на территорию ордена в конце января 1558 г. Историки до сих пор спорят о целях царях: хотел ли он демонстрацией силы принудить рыцарей к выплате дани, или же революционизировать миропорядок, прорубив для России окно в Европу. В первые два года войны (1558-60) русские достигли больших успехов, взяв множество крепостей. Ход кампании отражен на советской карте, которая замечательна тем, что на ней используются немецкие названия населенных пунктов:

Почему это важно? Потому что на другой советской карте, отрисованной в векторе и цвете для Википедии, названия эстонские и латышские, что, конечно, является диким анахронизмом:

-2
-3

Понимая, что Ливония – не жилец, ее дворянство стало переходить в подданство североевропейских монархов. Епископ Эзель-Викский (или, как ныне учат в эстонских школах и туристических буклетах, Сааре-Ляэнемааский – вот бы старик удивился) Иоганн Мюнхгаузен продал свои земли датскому королю. А ревельские бюргеры присягнули шведскому.

В 1561 г. ландмейстер Готхард Кетлер решил пойти по пути Альбрехта Гогенцоллерна и секуляризировал Ливонский орден. По Виленскому договору с ВКЛ большая часть его земель вошла в состав Литвы в качестве герцогства Задвинского, а меньшая – стала светским герцогством Курляндским и Семигальским под властью Кетлера, который тогда же перешел в лютеранство. Все эти события спровоцировали русско-литовскую войну 1561-70 гг., которая порой рассматривается как часть Ливонской. Тяжелая для Литвы, она стала одной из причин заключения Люблинской унии и вовлечения Польши в прибалтийские дела.

На десятый год войны Ивану Грозному пришла в голову светлая мысль не подчинять Ливонию Москве, а создать в ней буферное государство во главе с братом датского короля Магнусом. Магнуса эта идея увлекла, он явился в Москву, был помолвлен с русской княжной и провозглашен королем Ливонии. Несколько лет он повоевал с немцами и шведами, но перешел на сторону поляков. На карте ниже отражены события последнего этапа Ливонской войны:

-4

Польша к тому времени стала грозной силой. В 1581-82 гг. поляки осадили Псков. Несмотря на то, что Псков выстоял, это событие до сих служит у них предметом гордости, а картина Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» уже полтора века вызывает патриотическое воодушевление:

Ян Матейко "Стефан Баторий под Псковом"
Ян Матейко "Стефан Баторий под Псковом"

Матейко не ставил своей целью исторически достоверно передать события тех лет: он изображал предполагаемое унижение царских посланников перед польским королем и сделал это на высоком идейно-художественном уровне к вящей радости своих соотечественников.

А ведь все атаки поляков русские отбили, вынудив Батория ретироваться, и об этом стоило бы помнить. С нашей стороны этим событиям посвящена картина Карла Брюллова «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году».

Карл Брюллов "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году"
Карл Брюллов "Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году"

Впрочем, не сдав Пскова, русские были вынуждены заключить (Ям-Запольский) мир с Польшей на условиях status quo ante bellum и потеряли все завоевания в Ливонии, так что, выиграв множество битв, мы проиграли войну.

Параллельно с этим в войну полноценно включилась Швеция, начавшая опустошать русские земли. В 1578 г. русские потерпели тяжелое поражение у стен Цесисского Венденского замка от шведско-польского войска (в XX веке образ этой победы неожиданно актуализируют эстонцы, о чем мы непременно скажем). В 1583 г. по Плюсскому перемирию царь был вынужден уступить шведам Ижорскую землю с крепостями Ивангород и Копорье.

Что же касается ливонских земель, то Россия, больше всех вложившаяся в эту войну, больше всех и потеряла. Ливония была разделена между Польшей, Швецией и Данией:

-7

Заштрихованная территория на севере Курляндии – Пильтенская область, к судьбе которой мы еще обратимся. (Ижорскую землю русские отвоевали 12 лет спустя , но в 1617 г. снова уступили шведам вплоть до Ништадтского мира).

Продолжение: Эпоха польско-шведского господства в Прибалтике