Найти в Дзене
Вечерний картограф

Одни из старейших границ в Европе – в Прибалтике. Как так получилось?

Несмотря на то, что у прибалтийских государств нет многовековой традиции государственности (кроме Литвы с определенными оговорками), их границы замечательны своей древностью. Вот, многие из них прослеживаются на этой карте Тевтонского ордена в XIII-XV вв.: Но исторически это границы других государственных образований, многие из которых канули в Лету, поэтому начнем повествование с давних времен. Как мы видим на этой карте Юрия Корякова, этнический состав Прибалтики уже в конце IX века был достаточно близок современному: финские племена на севере и балтские – на юге. А вот общий ареал расселения финно-угорских народов значительно изменился: в Поволжье и Прикамье появились финские «острова» в результате ассимиляции финских племен славянами (Напомню, что прилагательное «финский» не имеет никакого отношения к Финляндии, а относится к ветви финно-угорских языков, включающей в себя все языки кроме угорских). Ассимиляция славянами балтов, живших на Восточно-Европейской равнине, к тому времени

Несмотря на то, что у прибалтийских государств нет многовековой традиции государственности (кроме Литвы с определенными оговорками), их границы замечательны своей древностью. Вот, многие из них прослеживаются на этой карте Тевтонского ордена в XIII-XV вв.:

Но исторически это границы других государственных образований, многие из которых канули в Лету, поэтому начнем повествование с давних времен.

-2

Как мы видим на этой карте Юрия Корякова, этнический состав Прибалтики уже в конце IX века был достаточно близок современному: финские племена на севере и балтские – на юге. А вот общий ареал расселения финно-угорских народов значительно изменился: в Поволжье и Прикамье появились финские «острова» в результате ассимиляции финских племен славянами (Напомню, что прилагательное «финский» не имеет никакого отношения к Финляндии, а относится к ветви финно-угорских языков, включающей в себя все языки кроме угорских).

Ассимиляция славянами балтов, живших на Восточно-Европейской равнине, к тому времени уже почти завершилась. Оставалось одно балтское племя – голядь на территории современной Рязанщины – растворившееся среди русских в XII веке. Об ареале балтских языков в более ранний период позволяет судить карта того же автора, где мы видим распространение балтских гидронимов:

-3

Так мы устроены, что народы приходят и уходят, а названия рек и озер остаются. И гидронимика Центральной России преимущественно балтская, хотя балтских племен здесь нет много столетий.

В X-XIII веках значительная часть прибалтийских племен – как финских, так и балтских – находилась в сфере влияния Руси. В 1030 г. Ярослав Мудрый сходил в поход на эстов и основал крепость, которую назвал в честь себя – Юрьев, по своему христианскому имени. А восточные балтские племена находились впоследствии в орбите Новгорода, Пскова и Полоцка:

-4

Соседство было напряженным, но в общем и целом обходились без особой жести. Пока на Прибалтику не обратили свой взор немцы.

В конце XII века прибалтийские земли оставались одним из последних уголков Европы, где жили язычники. Русским на это было как-то пофиг – они вяло уговаривали вассальных князей обратиться в православие, но активных мер не предпринимали. А вот западноевропейцы такого стерпеть не могли.

Их проникновение в Прибалтику происходило с нескольких направлений:

-5

В 1180-х гг. загадочный полоцкий князь Владимир разрешает немецкому монаху Мейнарду проповедовать среди его вассалов-ливов в низовьях Западной Двины. В 1201 г. немцы основывают крепость Рига, где в следующем году образуется Орден меченосцев.

Тогда же на северном побережье современной Эстонии начинают появляться датчане. Сначала набегами, а потом, в 1219 г. осуществляют полномасштабное вторжение и в последующие несколько лет завоевывают почти все побережье. Видимое наследие датского присутствия в Эстонии включает в себя название эстонской столицы (Taani linn – «датская крепость» – сократившееся до Tallinn), крепостные стены и церковь св. Олафа, а также Нарвский замок. Граница между датскими и новгородскими владениями проходит по реке Нарове: современная российско-эстонская граница – ее преемница:

-6

Пару слов о ливах, раз уж о них зашла речь. Подобно пруссам, которые дали имя Пруссии и исчезли, ливы дали название Ливонии (которое, впрочем, тоже ушло в историю). Ливов большей частью ассимилировали латыши, а последний носитель ливского языка как родного умер в 2013 г.

Продолжение: Как Прибалтика стала немецкой