Найти в Дзене

🪶 Средние века стран западной Европы

Оглавление

Социальное устройство.

Сегодня поговорим о средневековом обществе (V — XVI века), которое характеризовалось феодальным строем, обилием аграрного труда, рассказами путешественников, подстегивавших формирование научных течений, и эпидемиями, которые способствовали развитию медицины.

В эту эпоху социальная лестница делилась на три ступени (сословия):

▪️духовенство;
▪️рыцарство;
▪️низшее сословие (крестьяне,ремесленники, купцы).

Какие сословия передавались по наследству каждому члену семьи при рождении и редко могли изменяться в течение жизни.

Духовенство, в свою очередь, подразделялось на две ветви, над которыми главенствовал папа:

▪️светская;
▪️регулярная.

В первую входили священники (каждый из них владел своим приходом), епископы (регулировали несколько приходов, составляющих епархию) и архиепископы (владели архиепархией, сформированной из нескольких епархий). Эти представители духовенства жили в обычном контакте с жителями государства, не относящимся к церкви. Вторую ветвь составляли монахи, отделившиеся от всего остального мира и уединившиеся в монастыре, следуя католическим предписаниям и правилам собственного порядка.

Люди из привилегированных сословий (первых двух) обладали землей, писали законы, проводили суды, занимали высокие посты в государстве и были освобождены от налогов, так как считалось, что они обладали высокими нравственными качествами.

Низшее же сословие, согласно мнениям того времени, искупляло грехи предков, обделенных умом, храбростью и благочестием, посредством тяжелого труда, работы на своего вассала, уплаты ему налогов, получая взамен покровительство и отмоленную душу.

Роль религии была не только в разделении людей по классам. Она занимала огромное место в каждой из сфер жизни общества и, собственно, их и регулировала. Церковь являлась мерой правосудия, задавала систему нравственных ценностей и представлений, основываясь на религиозных заповедях и своих учениях, так как, по мнению духовенства того времени, человек должен быть ориентирован прежде всего на свой духовный мир и жить праведно, согласно установленным предписаниям, ради "спасения" души.

Главной целью религии было объединение народа, поэтому церковь являлась не только духовной, но и политической организацией. Также именно под ее началом стали создаваться образовательные организации — монастыри, имеющие обширные библиотеки и начальные школы. К тому же церковь контролировала развитие и сторонних образовательных организаций — университетов.

Однако в сфере гражданских отношений, а именно в отношении положения женщины в обществе, мнения, исходившие из священных текстов, разнились. Существовало два противоположных образа женщины:

▪️ Ева, олицетворяющая все грехи человечества;
▪️Дева Мария, подарившая миру Иисуса Христа.

Роль женщины в обществе.

Женщины в эпоху Средневековья считались несовершенными в интеллектуальном, физическом и нравственном смыслах, так как, согласно священным писаниям, Ева – первая женщина – была создана после Адама, для него и из его ребра. Также никто не мог с уверенностью сказать, вдохнул ли Бог при создании Евы в нее душу? Из этого спорного момента вытекал еще один вопрос: являлась ли вообще женщина человеком?

Итак, как мы выяснили в прошлой статье, церковь оказывала огромнейшее влияние на формирование общества, в том числе и семейных ценностей. Поэтому за женским полом закрепилось несколько правил, несоблюдение которых строго каралось:

▪️ полная зависимость от отца или мужа, по факту – причисление к их собственности;
▪️отсутствие права голоса, невозможность участия в общественных мероприятиях;
▪️ послушание и смирение.

Христианство проповедовало главенство мужчины над женщиной во всех сферах жизни, так как именно та была в ответе за все грехи человечества, ведь Ева довела Адама до грехопадения. Также церковь советовала относиться к женщинам, как к ученикам – иногда мужчина мог поучить уму-разуму «глупую» жену, применив грубую силу, что даже приветствовалось. Та должна была терпеть и слушаться своего мужа, но если происходило иначе – женщина убивала своего супруга – то закон предписывал закапывать отступницу живьем в землю или сжигать на костре.

Вообще, женщины выходили замуж достаточно рано – средний возраст вступления в брак для них тогда был 12 лет. Супруга выбирал отец семейства, так как на этом этапе, как упомянуто выше, дочь принадлежала отцу.

Единственный способ стать независимой – уйти в монастырь, что многие девушки и делали. Именно там они могли подняться по религиозной лестнице и, «отмаливая свои грехи», получить хоть какую-то свободу.

Однако на рубеже XII-XIII веков образ непорочной Девы Марии начал превалировать над «греховной Евой», и образ Прекрасной Дамы влился в песни трубадуров, что позже повлечет за собой вознесение образа женщины (особенно, любви к ней) на недостижимый пьедестал, к сожалению, не распространившийся за пределы рыцарского сословия.

Архитектура.

Архитектура Средневековья включала в себя сразу несколько стилей, каждый из который имел свою отличительную особенность. Однако среди множества замков, храмов и дворцов все же можно было разглядеть общую деталь — тягу к изяществу.

Оттоновское искусство

Самыми популярными строениями, полностью передававшими веяния этого стиля в Раннем Средневековье (V — XI века), являлись базилики — здания с большими башнями, массивными стенами и проделанными в них маленькими окошками. Наружная мощь и величие стен контрастировали с изысканным внутренним убранством: разноцветные фрески и мозаики, украшавшие нефы, и тщательно проработанные апсиды, венчавшие хоры и являющиеся местом для алтаря или священнослужителей в церквях.

Романский стиль

Такая архитектура тесно переплеталась с римской культурой и представляла собой огромные замки-крепости с высокими башнями и окнами-бойницами, характерными для Развитого Средневековья (XII — XIII века). Толстые каменные стены испещрялись многочисленными арками и аркадами, составляющих из каждой залы единую композицию.

Готика

Расцвет этого стиля пришелся на Позднее Средневековье (XIV — XVI века), и стрельчатые арки, крестовые своды и арочные контрфорсы были неотъемлемой его частью. Внешний облик зданий такого типа соответствовал богатому внутреннему убранству: ажурные декоративные элементы на окнах и украшения сочетались с великолепно выполненными статуями и барельефами.

◊ Сиерра