Найти в Дзене
Зарплата.ру

Переехать на Дальний Восток, чтобы развивать науку и образование — почему бы и да?

В начале 2023 Ольга Ребковец — учредитель и директор «Тотального диктанта», член Совета по русскому языку при Президенте России — переехала из Москвы на Камчатку и стала и.о. ректора КамГУ им. Витуса Беринга. Вскоре ее траекторию повторил Олег Сулица — он занял кресло проректора, перебравшись на Дальний Восток из Рязани. Почитайте, почему академическая карьера становится очень перспективной сферой.

Беседу проводили в формате независимого кросс-интервью — каждый герой получил одни и те же вопросы, но ответов коллеги не знал.

— Как складывалась ваша карьера до Камчатки?

Ольга: Мой путь начался в Новосибирском госуниверситете. Я окончила гуманитарный факультет, там же осталась работать, потом перебралась в Москву. Моим главным детищем стала организация Тотального диктанта. Мы с командой совершили невозможное — превратили камерное университетское мероприятие в проект мирового уровня. С 2011 по 2023 я руководила Фондом поддержки языковой культуры граждан и за эти годы наработала уникальный управленческий и организационный опыт. Специфика НКО — добывать ресурсы, получать гранты, договариваться с партнерами и спонсорами, работать на коротком горизонте планирования, объединять людей вокруг общей идеи, вдохновлять и «зажигать».

Ольга Ребковец
Ольга Ребковец

Олег: До 2009 я работал в Коломенском государственном педуниверситете, потом — в своем альма-матер, Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. Там был начальником управления международной деятельности, советником ректора по молодежной политике, проректором по цифровизации и международному сотрудничеству, а в 2022 году исполнял обязанности ректора университета.

Олег Сулица
Олег Сулица

— Как и почему решились на переезд?

Ольга: Любовь к Дальнему Востоку во мне проснулась давно, еще в поездках, связанных с Тотальным диктантом. Влюбилась в океан, атмосферу, удивительную природу Камчатского края. Но главный мотиватор, конечно, профессиональный. КамГУ вошел в программу «Приоритет 2030», получил весомую финансовую поддержку от государства. Это уникальная возможность поучаствовать в развитии целого региона, вывести вуз на новый уровень, сделать его центром притяжения молодых ученых и преподавателей со всей страны. Проект амбициозный, прогрессивный, очень нужный людям — и я загорелась.

Команда была в шоке, когда я сказала, что ухожу. А сын буквально прослезился: «Мама, ты что, больше не будешь директором Тотального диктанта?»

Но сама идея переезда его воодушевила. Это же океан, вулканы, сивучи в черте города — сплошная экзотика и приключения. С нами переехала тетя, помогает мне с сыном. Сначала была пробная ознакомительная поездка — присматривались, обговаривали условия, общались с будущими коллегами. Университет оплатил и саму поездку, и проживание в гостинице. Тогда же я присмотрела квартиру для съема, потому что уже окончательно решила — едем.

Олег: В 2022 году я завершил обучение в замечательной магистратуре НИУ ВШЭ «Управление в высшем образовании». Одновременно попробовал свои силы в качестве ректора университета. Были и управленческие успехи, и профессиональные вызовы, и амбициозные задачи. А потом мы всей семьей решили, что нужно присматривать работу в другом регионе — искать более развитые и перспективные области, чем Рязань.

Я рассматривал различные варианты, как вдруг получил предложение поработать проректором на Дальнем Востоке. Приглашение пришло напрямую от моего нынешнего руководителя, Ольги Ребковец.

Для меня и раньше дальние командировки и стажировки в разных вузах мира были привычным делом, поэтому расстояние не пугало. А вот задачи и перспективы на новом месте по-настоящему мотивировали. Меня вдохновила концепция развития, идея «пересборки» университета на Камчатке в рамках программы «Приоритет 2030». Решил не затягивать — в сентябре 2023 приехал сюда.

-4

— Работодатель помогал с обустройством на новом месте?

Ольга: Да, университет предусмотрел компенсационный пакет при переезде — это оплата билетов сотруднику и членам семьи, компенсация затрат на жилье. Еще выплатили подъемные — 50 тысяч сверх зарплаты.

Олег: На первые несколько недель мне сняли гостиницу, за это время подыскивал жилье для аренды. Выплатили подъемные в размере двух окладов. Наш вуз предлагает компенсацию съема жилья 30 тысяч в месяц для иногородних сотрудников — это почти полностью закрывает жилищный вопрос. Я приехал в самую жаркую пору для вуза, поэтому не было возможности для раскачки — нужно было сразу погружаться и оперативно решать задачи. Чувствовался кадровый город — часто приходилось самому искать решение и вести его «под ключ», от стратегической до оперативной работы.

— Трудно было привыкнуть к новым людям, часовому поясу, особенностям жизни на Дальнем Востоке?

Ольга: Коллеги на новом месте встретили меня настороженно. Сейчас понимаю, что это общий вектор — на Камчатке с осторожностью относятся к людям «с материка». Отсюда чаще уезжают, а если приезжают, то ненадолго. Первые месяца 3-4 у меня ушли на адаптацию в коллективе. Зато в житейских вопросах местные люди невероятно отзывчивые, просто чудесные.

Мне охотно помогали со всеми бытовыми вопросами — показывали, рассказывали, за руку водили, чаем в кабинете поили. Это специфика региона, тут принято помогать друг другу в трудных ситуациях, это норма жизни.

Помню, мы переехали зимой, я ходила и улыбалась — как много тут солнца! После московской зимней хмари эффект потрясающий. До лета я жила с рабочим днем с 8:30 утра до 2 часов ночи, потому что когда на Камчатке (а конкретно в моем случае — в

Петропавловске-Камчатском) рабочий день заканчивается, в Москве он только начинается. В бытовом плане было тяжеловато, пока не появилась машина. Вообще, Петропавловск — город не для пешеходов.

Что касается радикальной смены места жительства, скажу так: настоящие друзья и крепкие профессиональные связи остаются, не взирая на время и расстояния.

-5

Олег: На Камчатке быт устроен совсем не так, как мы привыкли. В центральной России люди окружены услугами и сервисами со всех сторон. Здесь же этого либо мало, либо вообще нет. Про доставки из магазинов за 30 минут можно забыть, про концентрацию супермаркетов, пекарен, аптек, клиник вокруг каждого большого дома — тоже. Разница во времени в 9 часов — серьезный вызов. Я привык решать вопросы оперативно, а большинство знакомых, конечно, остались в центральной России.

Вот, по привычке достаешь телефон и вдруг вспоминаешь, что там у людей глубокая ночь. Наша организация федеральная, поэтому многие совещания и мероприятия проходят после рабочего времени или даже ночью по Камчатке. То есть, это работа 33 / 7, сначала отрабатываешь по своему времени, потом по московскому.

Многое, что успешно делал раньше, я заново проживаю через призму задач университета, местных реалий. Главное — уже есть позитивные изменения, имидж вуза меняется. В этом году планирую привезти семью на Камчатку — возможно, с перспективой переезда. Но пока держит школа, маленький ребенок и привычная среда с сервисами.

— Как оцениваете ситуацию с кадрами в вузе, рабочие перспективы?

Олег: На Камчатке плоховато с кадрами по всем направлениям. Приходится увеличивать нагрузку на преподавателей и сотрудников — с одной стороны. С другой — здесь для профессионалов открываются очень широкие горизонты, и мы стараемся привлекать кадры со всей страны. Я считаю, что возможности развивающихся вузов Дальнего Востока недооценивают в центральной России. Есть много блестящих профессионалов, которые находятся в тени у себя дома, а могли бы достигать высот. Конечно, вопрос переезда не такой простой, но университет готов помочь.

Ольга: Сейчас время лютой борьбы за кадры. В сфере высшего образования особенно тяжело, еще хуже среди школ. Катастрофически не хватает педагогов. Вузы борются за молодежь — ведь это прямой показатель эффективности работы, знак качества и перспектив. Но проблема с кадрами не только на Дальнем Востоке, по всей стране ситуация невеселая. Создавать конкурентные условия для молодых научных работников — наша первостепенная задача. И дело не только в деньгах. Молодежь требует интересных задач, амбициозных проектов, прогрессивного подхода. На Камчатке еще большая проблема с жильем. Нового фонда мало, рынок недвижимости не развит. Планируем создать кампус при университете, а пока спасаемся арендой квартир для новоприбывших.

По майским указам, зарплата преподавателей вузов должна быть не ниже средней по региону. В 2023 году средняя зарплата в Камчатском крае составила 94 тысячи. У нас в вузе экватор — 198 тысяч. Это работа на ставку, но чаще всего — больше, плюс выплаты по эффективному контракту, оплата участия в научных проектах, проектах развития вуза.

Был период, когда престиж академической карьеры серьезно упал, но сейчас мы оттолкнулись от дна и идем на взлет. Правительство готово выделять деньги, гранты, есть и спонсорские проекты, заказ бизнеса на науку — сфера становится очень перспективной.

Я вижу, чем могу быть полезна камчатской системе образования, и готова выкладываться по полной. Работа безумно интересная — синтез науки, образования, бизнеса, менеджмента. Это сильный регион. Мы будем «сшивать» Камчатку с остальной Россией: запускаем сетевые образовательные программы, развиваем креативные кластеры, строим планы на несколько лет вперед. Удачи нам 😎

Удачи вам — от всей команды Зарплаты.ру! Будем рады, если получится найти ценных сотрудников через наш сервис.