Найти тему

Ошибки, которые стоили мне бизнеса

Что позволило мне кратно вырасти, я описывал в этой статье. Начало 2020 года было тоже успешным. Январь в товарке не самый сильный месяц и этот был не исключением, а вот февраль по прибыли был уже х2 относительно 2019. За предыдущий хороший год, у меня появились определенные накопления. Поэтому принял решение взять квартиру в ипотеку и посадить туда арендатора.

А потом пришел он - коронавирус. И когда многие делали иксы в карантин и зарабатывали огромные деньги, у меня было всё строго наоборот. Март был чуть хуже марта прошлого года. А вот последующие месяцы по прибыли были такие хреновые, что не хватало на проживание, плюсом к этому я еще и сам заболел, из-за чего выпал из работы на какое-то время. Морально было очень тяжело! После того как в том году у меня росли доходы, а вместе с ними и расходы. Тут стресс был и от сильного уменьшения дохода, так и от того, что пришлось пересмотреть уровень трат и уменьшить личные расходы. Благо я был не совсем безмятежным, и у меня была финансовая подушка на черный день, которую я активно проедал в те месяцы.

Только к середине года у меня получилось ситуацию выправить путем оптимизации расходов и выйти в нормальную прибыль. Но тренд был негативный, продажи не росли, в отличие от доли рекламных расходов. Маржинальность падала. Конкуренты откровенно воровали названия моего товара и делали копии, что тоже негативно влияло на продажи. И так было на протяжении всего года. Выйти на прибыль я смог только за счет всё большего сокращения расходов, закрытия точек выдачи, сокращения работников и прочего. Под конец года смог восстановить финансовую подушку.

Год закрыл естественно намного хуже предыдущего.

Анализируя тот год, могу сделать следующие выводы:

  • План Б. В этой статье я описывал, что еще в 2018 году я приходил к выводу, что всегда должен быть "план Б", если вдруг с "планом А" идет что-то не так. В 2020 году я хоть и осваивал новые направления, о которых расскажу подробнее в другой статье, но большую часть времени я уделял именно спасению "плана А". Я понимаю, почему я тогда так действовал. Очень много сил я вложил в те товары, в бренд, в сайты, в инсту и группу в ВК, миллионы открутил в директе. Как же можно бросить свое детище? Тут мы подходим к следующему выводу
  • Цифры наше все. Принятие решений только на основе холодного анализа и цифр. Для этого ваш бизнес должен быть полностью оцифрован. Чтобы у вас была возможность в любой момент проанализировать нужный вам показатель. Из этого вывода вытекает следующий вывод
  • Скорость принятия решений. Ситуация меняется очень быстро и если ты не подстраиваешься, то в конце концов тебя это погубит. И по моим ощущениям скорость изменения ситуации с каждым годом только растет. Поэтому чтобы оставаться на том же уровне, приходиться бежать очень быстро. А чтобы быстро адаптироваться и принимать правильные решения, вам и нужна оцифровка.
  • Низкая оборачиваемость. Оцифровка еще помогла осознать, насколько неэффективно у меня работал капитал. Как сильно раздут ассортимент товаров, что некоторые товары по пол года лежат на складе.
  • Много рутины. На начало 2020 года у меня была очень большая команда. Каждый процесс я старался делегировать с помощью наема сотрудника. В пике у меня было 4 менеджера на телефоне, даже был ответственный за менеджеров на телефоне, который следил, чтобы все заказы были вовремя обработаны, был менеджер авито, ответственные за самовывозы, курьеры и т.д. Хоть я с себя "снял" все процессы, но весь день уходил на решение текущих проблем. То курьер проспал, то сложный клиент, то у менеджеров какие-то вопросы. И когда надо было адаптироваться и перестраивать бизнес, я тонул в этой рутине.
  • Лучшая команда – ее отсутствие. Из пункта выше идет этот вывод. Нужна максимальная автоматизация. Роботы лучше людей. Им не нужно есть, не нужно спать, им не нужно время на личную жизнь, у роботов нет плохого настроения и они не ленятся.
  • Предел оптимизации, не трогай если работает. В 2020 у меня резко выросла стоимость заказа. Естественно, я с этим боролся путем оптимизации рекламных компаний. В то время очень много времени потратил в попытках вернуть стоимость заказа к "доковидным" временам. Оптимизировать нужно до определенного момента. Не всегда результат оптимизации стоит потраченных усилий и времени.

Ставьте лайк, если статья понравилась. Подписывайтесь на телеграм-канал по инвестициям, где рассказываю, куда инвестирую, почему и делюсь своими результатами.