Путь к вершине
Своим переходом от компромиссной фигуры к самостоятельному актору Джером Пауэлл обязан трем факторам.
Во-первых, в конце 2018 года фондовый рынок упал до такой степени, что Пауэлл напугал инвесторов заявлением о том, что программа ФРС по сокращению своих запасов облигаций и других активов работает на «автопилоте», заставив инвесторов опасаться, что ФРС продолжит ужесточать денежно-кредитную политику, даже если экономические условия ухудшатся.
Это привело к кризису, кульминацией которого стал звонок министра финансов Стивена Мнучина руководителям банков незадолго до Рождества. Чиновник обсуждал с финансистами вопросы ликвидности. После этого Пауэлл и другие сотрудники ФРС поспешно изменили свою риторику, заявив, что они станут терпеливее в отношении будущих повышений ставок. Затем в середине 2019 года ФРС снизила ключевую ставку на 0,75% и назвала это «корректировкой в середине цикла». Таким образом ведомство планировало поддержать экономику, поскольку торговая война с Китаем заходила на очередной виток.
Во-вторых, из-за пандемии в 2020 году фондовый рынок упал почти на 40%, а доходность корпоративных и муниципальных облигаций резко возросла. Но ФРС отреагировала быстро и масштабно: на внеплановом заседании регулятор снизил процентные ставки до нуля и объявил о выкупе огромного количества государственных и ипотечных облигаций.
Эти действия, а также обещание ФРС скупать облигации по мере необходимости вселили в участников рынка уверенность в доступности кредитов. Это привело к снижению процентных ставок для частных заемщиков и подтолкнуло цены на акции обратно вверх. Возможно, решение не было идеальным, отмечает New Yorker, но оно было достаточно эффективным в тогдашних условиях.
В-третьих, в августе Пауэлл объявил о пересмотре рамок денежно-кредитной политики ФРС, которые ведомство разрабатывало еще до пандемии. На протяжении большей части десятилетия после финансового кризиса 2008 года ФРС номинально придерживалась идеи, что инфляция должна составлять около 2%. Однако на практике она, похоже, рассматривала этот целевой показатель как предельное значение. То есть инфляция иногда составляла 2%, а иногда меньше. Теперь, чтобы убедить рынки, что инфляция может превысить 2%, Пауэлл объявил, что ФРС станет менее охотно повышать процентные ставки, ожидая реальных кризисных значений. А не просто действовать в угоду предельному показателю.
Кризисный менеджер
Наиболее ярко Джером Пауэлл проявил себя в пандемию. Коронавирус стал неожиданностью для многих, а правительства по всему миру плохо справлялись со своей работой: не сразу вводились программы поддержки, была плохо налажена медицинская помощь, а локдаун довел истерию на рынках до максимума.
В марте 2020 года, когда паника из-за коронавируса привела к обвалу цен на акции и заставила банки и держателей облигаций с опаской относиться к кредитованию, ФРС приняла меры по поддержке экономики. Ведомство наводнило ее дополнительными денежными средствами, которые, как она надеялась, помогут сохранить в норме то, что можно было сохранить в норме. Это решение закрепило за Джеромом Пауэллом прозвище Печатный станок и породило мемы о том, как в молодости глава ФРС мечтал напечать огромное количество новых долларов.
ФРС также пошла на беспрецедентные меры поддержки: снизила процентные ставки с 1,5% до нуля, объявила о выкупе казначейских облигаций и других активов на сумму $700 млрд. Это должно было снизить долгосрочные процентные ставки и предоставить ликвидность. Корпорации смогли бы брать кредиты, а банки — их выдавать. Действия ФРС спасли Уолл-стрит: индекс Dow Jones, который 23 марта достиг отметки 18,2 тыс., к середине апреля отыграл половину своих потерь и в начале сентября вернулся к почти рекордным уровням.
Кроме того, благодаря действиями Пауэлла сохранилась доступность потребительских кредитов и ипотек по низким ставкам. Также ФРС помогла предотвратить банкротства корпораций и не допустить еще большего сокращения рабочих мест весной, за что его похвалил президент Джо Байден, отметив, что США вышли из коронавирусного кризиса даже богаче, чем до него.
Новый срок Пауэлла — вопрос решенный, отмечает Wall Street Journal. Он одинаково симпатичен обеим партиям, а его взгляды на монетарную политику схожи со взглядами конгресса и президента. Поэтому Байден и выдвинул его кандидатуру на очередной срок 22 ноября.
Однако Пауэллу придется вновь повышать ставку, поскольку инфляция в Америке — 6,2% — самая высокая со времен 1990-х. Даже в регуляторе отказались продолжать называть ее транзитной и предупредили, что растущая инфляция — реальность на несколько ближайших лет.
Из-за этого также придется сворачивать программу по скупке облигаций. Сейчас на нее уходит $120 млрд в месяц, но с ноября эта сумма будет сокращаться на $15 млрд ежемесячно, пишет Financial Times. Таким образом, программа должна будет закончиться где-то в июне следующего года. До этого момента ФРС не хочет изменять ставку. Однако может случиться, что ей придется это сделать раньше запланированного, сообщают источники WSJ. Поэтому и обсуждается ускоренное сворачивание программы. Чиновники ФРС могут поднять этот вопрос 14–15 декабря.
Дальнейшая политика Пауэлла зависит от того, как долго продержится высокая инфляция. Опрошенные WSJ, считают, что показатель вскоре стабилизируется на уровне 2–2,5%. Рынки менее оптимистичны: инвесторы ожидали роста цен на уровне 3% до 2023 года.
Пауэлла обвиняют в том, что ФРС слишком долго продолжала стимулировать экономику уже после того, как та начала разгоняться. Сам Пауэлл настаивает, что рост цен во многом является результатом временных факторов, которые исчезнут сами по себе.
Телеграмм канал, Яндекс Дзен