Найти в Дзене
VK Гид

Школа Баухаус: почему Кандинский сдавал преподавателей-коммунистов, но так и не смог купить себе новую обувь

Оглавление
Коллаж © VK Гид. © Bauhaus-Archiv Berlin; © Flickr / Ali Eminov
Коллаж © VK Гид. © Bauhaus-Archiv Berlin; © Flickr / Ali Eminov

Лаконичность, эргономичность и функциональность. Элементы самого заметного явления в дизайне и архитектуре XX века — Баухауса — можно найти и в московском метро, и даже у вас дома. Революционный подход немецкой школы стал самым мощным культурным явлением своего времени, а идеи модернистских педагогов актуальны до сих пор. Об одной из самых влиятельных школ прошлого столетия рассказывает Карина Борзенкова в нашем материале.

Истоки Баухауса

Хотя Баухаус как школа появился в Германии после Первой мировой войны, истоки этого движения лежат в Англии середины XIX века. Предтечей Баухауса была международная выставка, проходившая в лондонском Гайд-парке в 1851 году. На ней были представлены промышленные товары и различные ремесленные изделия, машины, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

Примечательно то, что для выставки был построен Хрустальный дворец — гигантское здание из стекла, железа и чугуна, которое вмещало в себя 14 тысяч человек. Именно эта конструкция, которая имела много общего с архитектурой Баухауса (функциональность, объёмность, прозрачности стен, которая позволяла увидеть практически любую часть помещения и находящихся в нём), стала провозвестником новой архитектуры следующего столетия.

Британские промышленники и бизнесмены со всего мира были в полном восторге от выставки, но главным инсайтом оказалась даже не идея поддержки всемирной народной торговли, а то, что произошедшая промышленная революция и переход к массовому производству очень плохо сочетались с традиционной эстетикой. Кому-то нужно было придумать новый язык современности, который бы идеально описывал начало новой эпохи.

Кто был вдохновителем Баухауса

Первым, кто решил описать новую действительность, оказался немецкий художник и архитектор, пионер промышленного дизайна и основоположник конструктивизма Петер Беренс. После долгих поисков и экспериментов Беренс сформулировал единый принцип стилеобразования: использовать только инженерные конструкции и утилитарные формы в архитектуре и предметном дизайне. В своих научных публикациях он размышляет над тем, как добиться совершенства формы и функционала.

Петер Беренс в своей мастерской, 1913 год. © Общественное достояние
Петер Беренс в своей мастерской, 1913 год. © Общественное достояние

Ответ на этот вопрос можно увидеть в его архитектурных проектах. Одно из самых знаменитых зданий, построенных Беренсом, — турбинная фабрика в Берлине (1909). Архитектор полностью отказался от декоративности. Вместо этого немцы увидели монументальное здание, которое было полностью построено из стекла и стали. Эта современная промышленная постройка стала образцом промышленной архитектуры начала XX века.

Турбинная фабрика в Берлине. © Wikipedia / ChristianSchd
Турбинная фабрика в Берлине. © Wikipedia / ChristianSchd

Новый язык, придуманный Петером Беренсом, притянул людей, которые в будущем станут основоположниками школы Баухаус. В бюро архитектора-конструктивиста учились Вальтер Гропиус (первый директор школы Баухаус), Адольф Майер (второй директор школы) и Ле Корбюзье – французский архитектор, один из самых знаменитых представителей стиля баухаус. 

Открытие школы и манифест Вальтера Гропиуса

25 апреля 1919 года в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и школы прикладного искусства, основанной бельгийским архитектором Хенри ван де Велде, была основана Высшая школа строительства и художественного конструирования — Баухаус (мастер печатно-рекламного цеха Герберт Байер настоял на том, что нужно избавиться от заглавных букв ради экономии времени). В переводе с немецкого языка это слово означает «дом строительства». Первым директором Баухауса стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус.

Вальтер Гропиус. © Bauhaus-Achiv Berlin
Вальтер Гропиус. © Bauhaus-Achiv Berlin

В 1919 году первый директор школы напишет манифест, в котором говорится, что между художником и ремесленником нет границ: «Художник — лишь высшая ступень ремесленника». Гропиус создал художественно-ремесленные мастерские, в которых художник был универсальным мастером, соединявшим в себе архитектора, графика, живописца и теоретика.

«Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где всё сольётся в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры».

Представители Баухауса выдвинули новаторские идеи, которые сводились к поиску простой формы для удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей растущего общества потребления. Преподаватели также считали, что новые принципы в искусстве повлияют на мироощущение человека из будущего, поэтому много внимания уделялось проектированию массового типового жилья, где высокие стандарты жизни должны быть доступны всем слоям общества. 

Как принимали в школу Баухаус

Молодые студенты разных возрастов и профессий в голодной и разбитой Германии послевоенных лет испытывали трудности и не могли найти себя. Распечатанные брошюры с идеями новой школы вдохновили многих на поступление в Баухаус. Вступительных экзаменов как таковых не было.

Студентам Баухауса было от 17 до 45 лет. Гропиус учёл тяжёлый военный период и уговорил министерство образования отменить плату за обучение и назначить финансовую помощь студентам, чьи работы хорошо продавались.

В Баухаусе провозглашались равные права для всех учеников, независимо от пола и возраста. В первый год в школу приняли около 150 студентов. Половина из них были девушки. Несмотря на это, Гропиус был уверен, что женский тип мышления не подходит под работу с металлом и архитектурой, поэтому в первые годы студентки шли учиться в ткацкие и текстильные цеха.

Вальтер Гропиус управлял процессами школы с 1919 по 1928 год. Немецкий архитектор заложил главные принципы учебного заведения:

Художник — благородный мастер.
Минимализм.
Разумное использование ресурсов.

Гропиус называл Баухаус самоорганизующейся школой, чьё функционирование происходит за счёт полной свободы, взаимоуважения и духа сотрудничества:
«Архитектурная секция, в том виде, в котором встречается в современных училищах изящных искусств и ремёсел, остаётся мертворождённым младенцем, пятым колесом в телеге... Альтернативой таким заведениям должны стать школы профессионального конструирования с действующими мастерскими. Ремесленники и ещё раз ремесленники».

Гропиус запомнился ещё и тем, что в 1921 году пригласил преподавать русского художника Василия Кандинского, — в 1922-м он возглавил в школе мастерскую живописи. Кандинский на тот момент только что переехал из России, где потерял едва полученное наследство отца после революции и остался без гроша в кармане. Говорят, что ту пару обуви, в которой он прибыл в Баухаус, художник носил ещё восемь лет…

Василий Кандинский в Дессау, Германия, 1930 год. © Centre Pompidou / Bibliothèque Kandinsky, Paris / Нина Кандинская
Василий Кандинский в Дессау, Германия, 1930 год. © Centre Pompidou / Bibliothèque Kandinsky, Paris / Нина Кандинская

Гропиус уйдёт из школы в 1928 году и займётся частной практикой. Его идеи впитает каждый выпускник школы Баухаус: назначение здания диктует его форму, крыши у зданий плоские — и на них теперь можно сделать террасы, а строительные материалы — это не только дерево и камень, но и бетон, стекло и сталь.

На место Гропиуса придёт коммунист Ханнес Майер, который будет директором с 1928 по 1930 год. Политические взгляды нового директора отразились на манифесте школы, который переписали:
«Целью всей работы Баухауса является объединение всех производящих сил на благо гармоничного развития нашего общества». В 1930 году профессорская оппозиция в лице Василия Кандинского и Пауля Клее обвинила Майера в том, что он давал деньги на поддержку забастовки рабочих. Директор признался, что он «научный марксист», и был уволен.

На его место пришёл Людвиг Мис ван дер Роэ, который был директором с 1930 до 1933 год. При нём в Баухаусе стало проводиться больше уроков в архитектурных мастерских. Людвиг Мис ван дер Роэ выделял архитектуру как единственный инструмент, который может оправдать «цель строительства». Последний директор Баухауса признавал, что технология и индустрия являются отправными точками современного художественного проектирования.

Сидящая в театральной маске Оскара Шлеммера на стуле Wassily из стальных труб Марселя Брёйера, около 1926 года. © Bauhaus-Archiv Berlin / Erich Consemüller, / Dr. Stephan Consemüller
Сидящая в театральной маске Оскара Шлеммера на стуле Wassily из стальных труб Марселя Брёйера, около 1926 года. © Bauhaus-Archiv Berlin / Erich Consemüller, / Dr. Stephan Consemüller

В 1933 году к власти в Германии пришли национал-социалисты, которые ещё в 1920-х называли Баухаус «рассадником коммунизма». Они забрали у школы статус государственной, и Мис ван дер Роэ решил её закрыть. Вальтер Гропиус и другие немецкие дизайнеры, поддерживающие принципы школы, покинули родину и переехали в США, где продолжили распространять свои идеи. Объекты в духе Баухауса можно по сей день встретить в Москве (например, Дом Наркомфина), Тель-Авиве (Дом Авраама Соскина) и Праге (Вилла Винтерница).