Гуфеланд. Макробиотика. Глава 9. Часть 3
Но предлагающие эту теорию забывают, что все наблюдения, которые служат им основанием, были сделаны над животными весьма несовершенными, в которых переход от полужизни, обыкновенного их состояния, до полного прекращения жизни, не столь значителен как в человеке, обладающем жизнью в высшей степени совершенной. В особенности теряют при этом из виду важную разницу, представляемую функцией дыхания. Все животные, о которых здесь упоминалось, не имеют столько надобности в дыхание, и им не столько необходимо теплота для жизни. Напротив того, человек не иначе может существовать, как при постоянном поддержании теплоты и беспрерывном притоке атмосферного воздуха – этого pabulum vitae. Потому, полное задержание дыхания для него смертельно, ибо не будет поддерживаться внутренней теплоты. Да и самое присутствие души так тесно связано с организацией человека, что влияние её не может совсем прекратиться на такое долгое время без разрушения тончайших органов, которыми она действует.
Другие старались продлить жизнь тщательно избегая всякой причины болезни, или тотчас уничтожая всё что может её породить: жар, холод, вредную пищу, напитки и прочее. Но этот метод имеет величайшее неудобство, потому что нет возможности предупредить все причины болезней, и постоянно ограждая себя от них, мы делаемся только способнее принимать их. Сюда же можно отнести искусство продлять жизнь посредством замедления внутреннего истощения. В самом деле: в жарких странах где раскалённый воздух поддерживает поры в коже всегда открытыми, и где человек теряет более, нежели где-нибудь, через испарину кожи, жители имеют обыкновение натираться маслом или другими жирными веществами, дабы таким образом закрыть пути наружным водянистым испарениям, совершающимся на поверхности нашего тела. Эти намазывания действительно доставляют чувство силы и приятного ощущения, и они необходимы в климатах жарких для предупреждения скорого истощения, какое влечёт за собой слишком сильная испарина. Но в таких только климатах это и полезно. У нас, где самый воздух способствует значительно к закрытию поров в коже, мы имеем более необходимости содействовать испарине нежели её задерживать.
Должно упомянуть ещё об одном новом мнении, состоящем единственно в том, чтобы усиливать жизненное напряжение. Изобретатели сего метода не исчисляют продолжительности жизни числом дней, но употреблением, какое из неё делают, и удовольствиями, какие себе доставляют. Они полагают, что человек, который в известное время насладиться вдвое более обыкновенного, проживёт столько же, сколько другой вдвое больше время. Хотя я не могу не ценить этот метод когда деятельность благородно и производится с натуральной энергией духа и тело и хотя легко понимаю до какой степени неопределённость нашего существования делает его завлекательным; но сознаюсь, не думаю, чтоб они вели к цели, которые себе предпоставляют, и что расчёт, на котором они основаны, по-моему мнению ложный. Однако же, так как многие увлекаются этим мнением, то я не сочту за излишние подробнее об нём распространится и привести доказательства, которыми можно его оспорить.
Все действия в природе требует не только энергии, но ещё и известного времени. Пусть дадут плоду вдвое более теплоты и пищи, нежели сколько ему нужно в натуральном состоянии, – он созреет, без сомнения, скорее; но никогда не достигнет той степени спелости и совершенства, какую имел бы в обыкновенном положении, при слабейший в половину теплоте и вдвое большем времени.
Тоже самое применимо и к человеческой жизни. Мы должны рассматривать её как тесно связанная целое, как великий процесс созревания, которого цель есть развитие, усовершенствование натуры человека самой в себе и выполнение назначение ея в отношении к внешнему миру. И так, созрение и усовершенствование суть произведения времени и опыта. Невозможно же, чтобы человек, который жил не более тридцати лет, предположим даже, что он произвёл и трудился в продолжении всего срока столько же, сколько другой шестьдесят лет, – достиг бы такой же степени зрелости и совершенства, как последний. Далее: если бы ему пришлось быть полезным двум или трём поколениям, – тогда, следуя приведённому методу, избыток ревности уничтожил бы его в первом же поколении. Таким образом мы не выполним ни в отношении к себе, ни в отношении к другим, ни назначение, ни цели нашей жизни; мы прервём нить нашего существования и сделаемся самоубийцами.
Но те ещё хуже поступают, которые думают продлить свою жизнь, удваивая наслаждение. Такие люди истощаются гораздо скорее, а что и того ужаснее, бывают нередко наказываемы мы необходимостью влачить долго своё существование, лишённое всякой энергии, так что делаются в тягость сами себе и другим; они переживают самих себя, или лучше сказать, существуют гораздо более, нежели живут.
Итак, истинный метод продления жизни человека состоит в надлежащем соглашении и выполнении четырёх положений, или, говоря медицинским языком, четырёх показаний, выше мною упомянутых; но в выполнение их таким образом, чтобы одно не имело преимущества перед другим, и чтобы никогда не забывали, что дело идёт о человеке, который, чтобы заслужить это имя, не должен только существовать, но обязан ещё действовать, наслаждаться жизнью и выполнять своё назначение.
...