Исходя из своего многолетнего опыта работы с учениками, я вижу, что в большинстве случаев главная проблема современного школьного образования - недостаток мотивации к учебе. Школьники не хотят учиться.
Причин у этого много. Первая и главная. Школьники не видят как применять полученные знания. Не видят практической пользы от того, чему их учат. Обучение в подавляющем большинстве случаев проходит в “четырёх стенах”, без, например, экскурсий на производство. Это демотивирует.
По своему опыту скажу - мотивация тем больше, чем очевиднее практическая польза от знаний. И запоминать материал при таком подходе они будут лучше, и выбирать будущую профессию им будет проще.
На мой взгляд, одним из лучших решений может быть введение трудовой практики в школах.
Она может решить также и многие другие задачи - не только дать мотивацию к учебе, но и помочь осознанно выбрать профессию.
Трудовая практика поможет не только обучать, но и воспитывать школьников.
Она поможет им чувствовать себя полезными членами общества. И повысит им этим самооценку.
В некоторых школах трудовая практика сохранилась. Но даже там, где она есть, мотивируют к участию в ней, зачастую, неправильно.
Я за то, чтобы к трудовой практике правильно мотивировали учеников, а не насаждали ее насильно, аргументируя это тем, что “так правильно” или “так положено”. Было бы здорово организовать процесс так, чтобы дети занимались трудовой практикой, чтобы почувствовать себя взрослыми и полезными членами общества. Чтобы понять, что у них хорошо получается, что нет, чтобы понять, какова лучшая для них роль в трудовом коллективе. И так далее.
Трудовая практика должна быть организована так, чтобы развивать навыки взаимодействия людей в трудовых коллективах. Идеальный вариант - чтобы ученикам после подобных стажировок давали возможность устраиваться на соответствующую подработку, как минимум на лето.
Ещё одна задача трудовой практики - расширить кругозор детей.
Важно, чтобы они ездили на производство, знакомились с условиями труда в разных местах, и, возможно, выполняли простые трудовые операции. Это замотивирует их учиться.
Я вижу в современном образовании позитивные тенденции - оно начинает не только образовывать детей, но и воспитывать. То же самое можно реализовать и с трудовой практикой. Человек, ответственный за неё, должен быть в определенной степени психологом - видеть интересы детей. Важно давать ученикам возможность выбора, исходя из их интересов и способностей. А ещё желательно, чтобы на трудовой практике дети могли применять полученные в школе знания.
Поскольку трудовая практика встраивается в школы в рамках воспитательной функции, я за то, чтобы отказаться от неё было нельзя. Но чтобы избежать злоупотреблений, в законе должно быть прописано, что она должна быть организована в соответствии с возрастом и здоровьем ребенка - если у него аллергия на пыльцу, никто не должен иметь права направить его на субботник траву дергать.
И конечно, чтобы ни у кого из организаторов не было возможности устроить детям трудовую практику, условно, у себя на даче.
А ещё я надеюсь, что трудовая практика поможет детям осознать, что не всем стоит быть юристами, экономистами или айтишниками. И вообще, не всем стоит получать высшее образование.
Что пойти в армию, и после получить рабочую специальность - для многих - оптимальный выбор. Меньше будет горе-студентов, которые сидят в институтах для галочки. Понятно, какие специалисты из таких студентов вырастают.
А ещё они мешают учиться другим - преподаватели должны уделять им внимание, иногда даже больше, чем добросовестным студентам. А значит, и качество высшего образования без таких кадров повысится - преподаватели смогут обучать тех, кому это действительно интересно и нужно.
Подводя итог, скажу, что задача эта - организовать трудовое воспитание, важна.
И выполнима. А если ее правильно реализовать, то школьники станут взрослеть быстрее. Станут более ответственными, трудолюбивыми. Будут лучше понимать своё место в жизни, и чего они хотят. А заодно, мотивация к учёбе у них станет больше.