Взять в клешни: поэтический и необычный фильм «Сказка о короле-крабе»

Занятный улов из библиотеки Mubi — участник каннской секции «Двухнедельник режиссеров» и фестиваля в Нью-Йорке. Фильм дуэта Алессио Риго Де Риджи и Маттео Цоппи, документалистов, мог бы попасть и в «Фильм на выходные», но 2021-й оказался забронирован «Вкусом» (более, на мой взгляд, выразительным), да и история о скитаниях в далеких землях уже представлена «Королем», чей киноязык поражает не меньше панорам. Впрочем, это ничуть не снижает достоинства «Сказки…» — просто расскажу о ней в другой рубрике.

«Сказка о короле-крабе» (2021)
«Сказка о короле-крабе» (2021)

Как и предыдущие фильм АРДР и Цоппи, «Король-краб» вдохновлен поверьями местечка Веяно, что в регионе Лацио, а местные жители (население коммуны чуть менее 2300 человек) исполняют большинство второстепенных и фоновых ролей.

Оттого первое, что бросается в глаза — это выразительная фактура под стать натуре: пожилые жители собираются в доме на ужин, за которым вспомнят легенду о Лучано. Жил он на стыке XVIII и XIX веков, никто из собравшихся тех времен не застал, но молва всё помнит.

«Сказка о короле-крабе» (2021)
«Сказка о короле-крабе» (2021)

Этот акцент сразу наводит на мысль, что акт говорения, сказания сыграет не последнюю роль. Когда за столом начинают петь — сомнений не остается: «Король-краб» углубится в мутации фольклора, расскажет, как истории из прошлого, подобно безделушкам и даже драгоценностям минувших веков, обрастают мистическим, мифическим флером.

  • Любовь, революция, ведьмы: живописное аниме «Печальная Беладонна»

Итак, Лучано (художник и артист Габриэле Цилли) славится на весь Веяно как беспутный сын пастора, склонный к возлиянию и мелким актам бунтарства. Кто-то говорит, что он святой, кто-то считает бастардом, а тот не расстается с бутылкой, пользуется симпатией дочери местного пастуха Эммы (Мария Александра Лунгу), а главным врагом видит ворота, установленные принцем там, где раньше все спокойно ходили. Принца, кстати, играет художник Энцо Кукки, классик трансавангарда и нео-экспрессионизма.

«Сказка о короле-крабе» (2021)
«Сказка о короле-крабе» (2021)

Ворота действительно мешают — и ходить, и пасти овец, но местные жители — снова галерея эффектных лиц, преимущественно мужчин средних лет и старше — считают, что на всё воля господина. Слово за слово, день за днем, и Лучано решает, пока все на религиозном празднестве, сжечь злосчастные ворота, которые символизируют человеческие запреты, существующие в нагрузку к божественным, и ежедневно напоминают всему Веяно о классовом неравенстве. Без жертв, однако, не обходится.

Пять лет спустя — тут собравшиеся уточняют, что эта часть истории совсем уж обвита вымыслом, — Лучано, отмазанный от тюрьмы отцом, обнаруживается в наряде пастора на Огненной земле в поисках одного из многочисленных сокровищ испанской империи. Везя награбленное из Антисуйю, земель инков, корабль потерпел крушение, а добычу конкистадоров где-то на острове спрятал капитан.

«Сказка о короле-крабе» (2021)
«Сказка о короле-крабе» (2021)

Путь к сокровищам может указать лишь местный исполинский краб — и эта история, отмечает закадровый голос уже Лучано, похожа на одну из местных (читай: латиноамериканских) легенд о человеке, встретившем краба в горах. Даря ключ к названию картины, бывший изгой Веяно отмечает, что вместе с сокровищами испанцы присвоили себе и поверья коренных жителей. А повествование — это не только ключ от ворот, которые любят расставлять в самых неподходящих местах всякие там принцы, но и мощное оружие. В конце концов, рассказчику подвластна судьба человека, о котором он вещает. Чем и пользуются колонизаторы, узурпаторы и просто любители о чем-то поговорить.

Сама «Сказка о короле-крабе», разбитая на две части — условно пасторальную и столь же номинально приключенческую — живописует пирамиду насилия: от обреченности сельского населения вообще (Лучано и Эмма мечтают бежать куда подальше из Веяно) до проблем отдельных личностей. Предполагаемый бастард, страдающий алкогольной зависимостью, — человек второго сорта в среде закабаленных пролетариев; стража принца, отягощенная какой-никакой властью, не чураются убийств и изнасилований; отправившиеся на поиски клада пираты — такие же изгои, как Лучано, ищущие социальный лифт в странствиях и грабеже, ценой чужой жизни или даже культуры. Философия «что схватил — твое» работает как для людей, так и государств.

«Сказка о короле-крабе» (2021)
«Сказка о короле-крабе» (2021)

Первая половина обладает выразительностью живописных полотен и напоминает о «Счастливом Лазаре» (2018) Аличе Рорвахер — главной сегодня поставщицы магического реализма из Италии. Впрочем, «Король-краб» что-то ирреальное скорее обещает, нежели дает, но связь с кинематографом Рорвахер укрепляется за счет артистки Лунгу, дебютировавшей в «Чудесах» (2014) и с тех пор нигде не снимавшейся. Как Цилли естественен в образе (не)святого пропойцы, так и профиль Марии Александры воплощает изящество ожившей фрески.

Вторая часть, снимавшаяся в Аргентине, работает с немытой конкистадорской романтикой на манер эпика «Агирре, гнев божий» (1972), плавно подводя Лучано к лагуне катарсиса. Сокровища-то он — спойлер — нашел, но никакие побрякушки не возродят утраченное. На это способны только сказания, легенды, песни — то, что не оседает в кармане человека, а передается из уст в уста.

Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).