Те, кто удивлялся печали и ярости в третьих «Стражах галактики» Джеймса Ганна, кажется, забыли его «Отряд самоубийц: Миссию навылет», вышедшую еще до «Миротворца», и становления Ганна архитекторов киновселенной DC. Решил записать одно нехитрое наблюдение. Конечно, со спойлерами.
Во-первых, «Миссия навылет» — это «Сталкер» для тех, кто начинает скучать, если на экране пять минут никого не убивают. Все участники экспедиции отправляются на остров с названием-оммажем Корто Мальтезе в поисках плохо скрытых желаний: кто — стать героем, кто — прославиться, кто — найти друзей или победить страх. Это не абстрактное путешествие в сердце тьмы, а коллективная поездка за закрытием гештальта.
Что касается сердца тьмы, то оно и вовсе — отправная точка: колыбель демократии лопается от параноидальных планов и амбиций, а ресурсов как назло хватает, чтобы некоторые из них реализовать. Или исправить раннее причиненное благо — такое, как эксперименты на территории чужого государства или революция чужими руками (кажется, риторика Холодной войны, кажущаяся в блокбастере стебом, для телика на самом деле не устарела).
Соответственно, мы имеем не то чтобы конфликт в целеполагании заказчика и исполнителей, но некоторую параллельность этих линий, эдакий сломанный телефон. Аманда Уоллер говорит «Спасите мир», подразумевая «Заметите следы наших политических неудач», а герои слышат «Получи шанс стать нормальным отцом» (Бладспорт), «Заслужи полагающуюся славу» (Миротворец), «Повеселись вволю» (Харли Квинн).
Коммуникативные сложности, мне кажется, и есть важный подсюжет фильма. Речь не только о проекциях и галлюцинациях (как видение-мюзикл Харли), но и буквально — о разности языков, культурных кодов и исторических укладов. Не все могут понимать крыс, но и людей — не каждый. Акула Нанауэ может отрывисто говорить, но отчаянно ищет «своих» — желательно еще и по облику с подобием (см. сцену у аквариума). И исполинская морская звезда, зомбирующая всех до состояния муравьиной колонии, — блестящая метафора глобализации под флагом западо- или американоцентризма (недаром вся кортомальтезианская история напоминает о Кубе). Найти общий язык куда сложнее, чем заставить всех мыслить и говорить в похожих категориях.
В итоге местный аналог Комнаты чудес из «Сталкера» становится ловушкой, куда ведет обманчивая уверенность, что не процесс, а выполнение миссии дарует желаемое. Мир во всем мире, внутреннюю гармонию, чувство, что тебя понимают.
Изначально Ганн хотел поместить на Корто Мальтезе злого Супермена, чтобы кивок в сторону внешней политики США выглядел еще очевиднее и внушительнее. Но, кажется, исполинское беспозвоночное вписалось в историю даже лучше. Ведь эго- и антропоцентризм работает на всех уровнях: от приватной беседы до планетарного масштаба и космических далей.
Со всеми человек хочет заговорить на своем языке, во всяком — увидеть отражение себя, а не самостоятельную единицу: живое существо или суверенное государство. Даже сын Криптона оказался затянут и прозомбирован этими благими идеями. Впрочем, пробуждение Кал-Эла от духа всепоглощающей колониальности — сюжет на грани фантастики (хотя не могу гарантировать, что в комиксах такого не было).
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).