Найти в Дзене

Как вовлечь учеников в обучение. Методика концептуального обучения

Оглавление

Продолжаем знакомить вас с современными подходами и методиками обучения. В этой статье рассказываем об образовательной методике, ориентированной на обучение через концепции, а не факты.

Методика концептуального образования является основой обучения в системе Международного бакалавриата (IB). Концепция в образовании — это центральное понятие или идея, которая составляет основу процесса обучения. Они позволяют структурировать знания, развивать глубокое понимание и устанавливать взаимосвязи между различными областями знаний.

Концептуальное обучение способствует активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс и формирует у них навыки самостоятельного обучения на протяжении всей жизни.

Международный бакалавриат выделяет два типа концепций: ключевые и связанные. Ключевая концепция представляет собой наиболее общее понятие, применимое ко многим областям науки и культуры. Связанные концепции — это более узкие понятия, связанные с определённой предметной областью.

Отличия изучения фактов от изучения концептов

Изучение фактов направлено на запоминание. ​​Такой подход приводит к формированию разрозненных, фрагментарных знаний, которые сложно связать друг с другом. Подобные знания быстро устаревают, поскольку устаревают сами факты. Оно интрадисциплинарно, то есть находится внутри одной дисциплины.

Изучение концептов предполагает понимание. При таком подходе формируется системное знание, позволяющее объяснять связи между фактами. Концептуальные знания универсальны, они не устаревают, даже если устаревают сами факты. Такие знания междисциплинарны, то есть находятся на стыке нескольких дисциплин.

Программа Международного бакалавриата (IB) предлагает свой список ключевых концепций, которые могут использоваться для междисциплинарных исследований. Например, в программе среднего звена (MYP) таких концепций 16. Учитель, планируя учебный период, выбирает одну ключевую концепцию, чтобы внести вклад в ее понимание студентами.

В рамках программы IB Diploma Programme концептуально-ориентированное обучение применяется через такие предметы, как теория познания (TOK), креативность, активность и служение (CAS), а также Extended Essay. TOK помогает студентам понять, как мы получаем знания и как они используются в различных контекстах. CAS поощряет их участвовать в общественной деятельности и развивать навыки лидерства. А эссе требует от них анализа сложных вопросов и выражения своих собственных взглядов.

Для успешного внедрения CBL подхода в школах учителям рекомендуется следующее:

1. Определить ключевые концепции, которые будут изучаться в течение учебного периода.

2. Разработать активные методы обучения, которые позволят студентам лучше понять и применить концепции на практике (проекты, исследования, дискуссии и другие формы активного обучения).

3. Организовать междисциплинарные исследования, где студенты могут увидеть, как различные концепции связаны друг с другом и как они применяются.

4. Поощрять самостоятельное обучение и активное участие студентов в процессе обучения. Ученики должны задавать вопросы, проводить исследования и выражать свое мнение.

Для эффективного использования этого метода также важно обеспечить поддержку и руководство со стороны администрации школы и методических служб. Учителя должны иметь возможность обмениваться опытом и получать обратную связь о своей работе.

Дополнительная информация: