Найти тему
Хаос офис

5 приемов манипуляций на работе, и как с ними бороться

Оглавление

Уверена, всем нам знаком термин "манипуляция", с ними мы сталкиваемся регулярно. Очень люблю фразу:

Если Вы думаете, что Вами не манипулируют, то Вы имеете дело с прекрасным манипулятором.

И, если в обычной жизни уйти от манипулятора не так проблематично (хотя не всегда), то в работе все обстоит гораздо сложнее (мало кто хочет портить отношения с коллегами/подчиненными/руководителями).

Сегодня разберем самые распространенные приемы манипуляций на работе, и как справляться с ними максимально безболезненно:

Photo by GR Stocks on Unsplash
Photo by GR Stocks on Unsplash

1. Отрицание фактов.

Один из самых распространенных приемов. Манипулятор заставляет сомневаться в своей памяти/восприятии, отрицая реальные факты, которые происходили. Уверена, многие их вас слышали: "Я такого не говорил, ты не так понял".

Выход: все встречи должны записываться. Благо, все условиях для этого есть. Конечно, в любой хотя бы немного организованной компании это правило уже существует: все планерки, звонки, личные встречи с сотрудниками, групповые тренинги, и любые другие мероприятия всегда записываются. Однако, если в Вашей компании такого почему-то еще нет, вводите. Аргументировать включение записи можно тем, что Вы боитесь забыть информацию, а так все договоренности будут зафиксированы на аудио/видео.
Также рекомендую сразу исключить и всевозможные "Ты не так меня понял". Сделать это можно подводя итог сказанного манипулятором под запись. Например: "Я правильно понимаю, что мне необходимо..." и повторяем все своими словами.
Если манипулятор знает, что все записано, использовать этот прием ему становится гораздо сложнее.

2. Отвлечение внимания.

Отвлечение внимания от важного и привлечение к чему-то другому. Я думаю, почти все сталкивались с собеседниками, которые осознанно или неосознанно прямо не отвечают на вопрос. Например, Вы приходите к коллеге с вопросом "Когда будет готов проект?", и спустя минуту Вы с ним почему-то обсуждаете то, как он помог Вам в прошлом году, так и не получив конкретный ответ на свой вопрос. Часто при этом приеме дают очень много малозначимой информации, тем самым "засоряя" голову жертвы.

Выход: не агрессируйте, можно использовать метод "заезженной пластинки" и настойчиво продолжать общение на важную Вам тему, дальше излагать факты. Можно добавить фразу: "Мы отвлеклись, вернемся к моему вопросу".
Если у Вас есть другой источник информации, то конкретно по заданному вопросу лучше использовать его, не вовлекаясь в игру манипулятора.

3. Подтасовка фактов.

Жертва автоматически принимает ложные факты, так как манипулятор грамотно переплетает их с правдой. "Мы не получили премию в прошлом месяце, потому что ты невовремя сдал отчет" - первая часть правда - премии не было, вторая часть тоже правда - отчет не был сдан вовремя, но это могут быть абсолютно несвязанные между собой события.
В осознанных манипуляциях (когда человек манипулирует намеренно), часто встречается следующий прием подтасовки фактов: сначала озвучивается правдивая и правдоподобная информация, за ней правдивая неправдоподобная и, наконец, неправдивая правдоподобная.

Выход: снова оценить информацию и проверить каждый факт в сказанном. Не забывайте, что при данной манипуляции фразы также могут быть вырваны из контекста и/или извращены.

4. Обесценивание.

Убеждение в том, что заслуги человека нет, либо она минимальна: "Повезло тебе, что ты уговорил клиента на покупку" (в случае, если Вы действительно усердно работали, никакого "везения" в этом нет), "Вот тебе премия авансом! Надеюсь в следующем месяце будешь работать лучше" (премия не бывает "авансом" - Вы либо заслужили ее своей хорошей работой, либо нет. А, как правило, без заслуг никакие премии не выписываются).

Выход: если успехи у Вас отличные и это манипуляция, лучше всего работает "вопрос в лоб": "Ты только что пытался меня задеть/обидеть?" - как правило, от такой прямолинейности манипуляторы полностью теряются.
Самое главное: не воспринимайте на свой счет, иначе манипулятор совершенно точно достиг своей цели.

5. Привлечение третьих сторон.

Это явление часто называют триангуляцией. Выражается в отсылке к мнению других людей: "Руководство тоже считает, что ты плохо работаешь", "Маша из другого отдела считает, что ты ошибаешься".
Цели манипулятор может преследовать разные: поддержка его мнения и вызов неуверенности в жертве, иногда это просто "стравливание" двух сторон и т.д.

Выход: важно понимать, что третья сторона для Вас не враг, ее точно также впутали в эту историю. И якобы мнение третьей стороны, которое Вам озвучивает манипулятор может быть вырвано из контекста или вообще полностью выдумано.
Нужно установить четкие границы и отрезать третью сторону из вашей коммуникации. Сделать это можно несколькими способами:
- Если здравые разговоры еще работают, очертите зону общения: "Причем здесь Маша/Петя/Вася, мы же обсуждаем вопрос между тобой и мной?";
- Выведите третью сторону из игры, показав, что стравливание не работает (и Вы хорошо относитесь к третьей стороне), но убрав ее авторитетность/осведомленность: "Разумеется руководство считает, что я плохо работаю. Оно же не взаимодействует со мной напрямую и не видит моих успехов", "На месте Маши я бы тоже так считал(-а), у нее ведь нет полной информации о проблеме".
Некоторые психологи рекомендуют жертвам также заручиться поддержкой сторонних наблюдателей. Но использовать этот метод я бы не стала: на практике это еще сильнее закручивает воронку лишних людей и запутывает ситуацию.

Безусловно, приемов манипуляций гораздо больше. Мы разобрали наиболее распространенные.

Какими чувствами, как правило, манипулируют, и что делать в каждом конкретном случае можно прочитать здесь.

Взвешивайте, анализируйте и не поддавайтесь манипуляторам.🙏