Найти тему
Наука и фантастика

Кант, эсхатология и проблема времени

Оглавление
Картинка от Креа
Картинка от Креа

Дата 300-летнего юбилея Иммануила Канта (23 апреля) миновала, но никто не помешает говорить о Канте хоть каждый день, или время от времени.

Проблема религии

"Нельзя требовать от разума объяснений, одновременно предписывая ему, на какую сторону встать", - писал Кант, и эти золотые слова я постоянно держу в уме, когда слышу или читаю о какой-нибудь "христианской математике" (тут уж либо христианство, либо математика, и то же самое касается других наук).

В эпоху Канта поставить себя вне какой-то конфессии было невозможно, ни психологически, ни по закону: графа "вероисповедание" имелась во всех документах, и без свидетельства о крещении никто не мог заключить брак, а уж если влюбленные принадлежали к разным христианским конфессиям, то им приходилось очень туго. Либо принимай веру своего избранника или избранницы, либо венчайся там, где на такие вещи смотрели чуть либеральнее. Например, в Вене начала 19 века никто бы не повенчал протестанта с католичкой, а в Венгрии это сделать было можно (и вдова Моцарта венчалась со своим вторым супругом Георгом фон Ниссеном в Венгрии).

Кант был воспитан в лоне протестантизма, причем в его пиетистском изводе (расцвет пиетизма пришелся на первую половину 18 века), что подразумевало очень личное отношение к Богу и строгое отношение к самому себе. Впоследствии Кант отзывался о пиетизме негативно, к тому же лютеранские ортодоксы также не поощряли подобных отклонений от религиозных норм.

В любом случае, сомневаться в ту эпоху в истинности религиозных представлений о происхождении и устройстве мироздания мало кому приходило в голову.

Картинка от Креа
Картинка от Креа

Изъять Бога из своей философской системы Кант не мог, даже если бы сильно захотел - его бы тогда подвергли общественному остракизму, выгнали бы из университета и не стали бы печатать его мудреных книг.

И он попытался примирить истину с религией, создав, например, трактат "Религия в пределах только разума" (1793), написанный довольно доступным языком.

Проблема эсхатологии

В 1794 году вслед за "Религией в пределах только разума" Кант опубликовал небольшое сочинение "Конец всего сущего" (Das Ende aller Dinge).

Интригующее название, не правда ли? Но речь здесь идет не о космологических процессах, а о понимании христианской эсхатологии, выраженной в Апокалипсисе устами ангела, возвещающего, что "времени больше не будет".

Такие ангелы, сворачивающие небо в трубочку (зримое воплощение "схлопывания Вселенной"), иногда встречаются в росписях церквей, в том числе православных.

Роспись в Кирилловской церкви в Киеве, 12 век. Фото из сети. Я там была и фреску видела, но фотографировать не разрешалось, и своего фото у меня нет.
Роспись в Кирилловской церкви в Киеве, 12 век. Фото из сети. Я там была и фреску видела, но фотографировать не разрешалось, и своего фото у меня нет.

Если рассуждать о том, каким образом Бог сотворил мир, не полагалось, а можно было лишь рассуждать о том, как этот мир устроен, и способны ли мы его правильно понять и познать, то философии оставалось задумываться о сути времени и о конце мира, ибо христианская доктрина предполагала завершение всей истории Страшным судом и переходом в некое иное качество.

Собственно, об этом - трактат "Конец всего сущего".

Что значит - времени больше не будет? В каком смысле настанет "вечность"?

Для Канта вечность - это не "бесконечное время", ибо в таком случае "человек никогда не покидал бы пределы времени", а конец всякого времени. И как такое может быть?

Традиционная картина Страшного суда, когда, якобы, звезды упадут с неба, небо рухнет на Землю, всё сгорит в очищающем огне, и затем возникнут новое небо и новая Земля с раем для праведников и адом для грешников, Канта не удовлетворяет: в этом случае за судным днем последуют другие дни, никакой безвременной вечности не настанет.

Страшный суд. Фрагмент иконы 17 века работы неизвестного мастера. Александров, музей. Фото мое.
Страшный суд. Фрагмент иконы 17 века работы неизвестного мастера. Александров, музей. Фото мое.

Канту не нравится ни идея возмездия с адскими муками, ни идея застывшего времени, в котором не происходит никаких изменений, особенно применительно к разумным существам. Человеку свойственно мыслить, пишет он, а "мышление содержит рефлексию, которая может происходить лишь во времени".

То есть, вечность как отсутствие времени выглядит лишенной всякого смысла. И Кант завершает свой трактат о конце света проповедью возвышенной христианской любви как панацеи от всех антиномий разума.

Гораздо больше внимания проблеме времени уделено в "Критике чистого разума", но там практически не затрагиваются вопросы эсхатологии и "конца всех вещей".

Антиномии чистого разума

Собственно, в "Критике чистого разума" Кант пришел к выводу о наличии в самом аппарате нашего мышления неразрешимых противоречий - антиномий, которые ведут к противоположным выводам из одних и тех же эмпирических или априорных данных.

И Кант с равной уверенностью логически доказывает справедливость взаимоисключающих утвеждениий:

"Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве" - и "Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен" ("Критика чистого разума", Собр. соч. в 6 томах, т. 3 (М., 1963), С. 404-405).

Таких антиномий он насчитывает всего четыре (я привела только первую), и они касаются принципиальных вопросов бытия и философии.

Также он констатирует невозможность всех трех известных способов доказания бытия Бога: физико-теологического, космологического и онтологического.

Т ем не менее, само существование Бога философ вовсе не отрицает, просто считает его непознаваемым и недоказуемым при помощи доступного нам мыслительного и чувственного аппарата.

Между тем, если вынести за скобки все религиозные догмы, вопросы начала и конца Вселенной продолжают занимать умы современных астрофизиков, ибо, судя по недавним данным, полученным с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб, грядет пересмотр всех или многих принятых ранее положений. Кто-то продолжает считать, что "большой взрыв" был, кто-то полагает, что был, однако он не имел четкого эпицентра, а кто-то говорит, что ничего такого не было, поскольку, судя по свежим данным, Вселенная либо старше, чем мы думаем, либо вообще сформировалась по-другому.

Но любое явление, имевшее некое начало, обречено иметь и некий конец - тот самый, за которым мироздание свернется в трубочку, и "времени больше не будет". Так что честно поставленный вопрос иногда важнее, чем притянутый по необходимости "правильный" ответ.

Картинка от Креа
Картинка от Креа

--

Проблемы времени занимают меня не просто так. В моей космоопере межгалактические перелеты оказываются возможными благодаря хронавтике - науке и одновременно искусству перемещаться в пространстве-времени. Как именно это работает, я описать не могу. Поначалу хронавтика была обычным фантдопущением, но в книге "Возвращение Улисса" о ней говорится несколько подробнее, хотя по-прежнему несколько туманно. Уж если великие умы не в состоянии справиться с этой проблемой, то куда тут скромному фантасту и любителю мудрости.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".