Дата 300-летнего юбилея Иммануила Канта (23 апреля) миновала, но никто не помешает говорить о Канте хоть каждый день, или время от времени.
Проблема религии
"Нельзя требовать от разума объяснений, одновременно предписывая ему, на какую сторону встать", - писал Кант, и эти золотые слова я постоянно держу в уме, когда слышу или читаю о какой-нибудь "христианской математике" (тут уж либо христианство, либо математика, и то же самое касается других наук).
В эпоху Канта поставить себя вне какой-то конфессии было невозможно, ни психологически, ни по закону: графа "вероисповедание" имелась во всех документах, и без свидетельства о крещении никто не мог заключить брак, а уж если влюбленные принадлежали к разным христианским конфессиям, то им приходилось очень туго. Либо принимай веру своего избранника или избранницы, либо венчайся там, где на такие вещи смотрели чуть либеральнее. Например, в Вене начала 19 века никто бы не повенчал протестанта с католичкой, а в Венгрии это сделать было можно (и вдова Моцарта венчалась со своим вторым супругом Георгом фон Ниссеном в Венгрии).
Кант был воспитан в лоне протестантизма, причем в его пиетистском изводе (расцвет пиетизма пришелся на первую половину 18 века), что подразумевало очень личное отношение к Богу и строгое отношение к самому себе. Впоследствии Кант отзывался о пиетизме негативно, к тому же лютеранские ортодоксы также не поощряли подобных отклонений от религиозных норм.
В любом случае, сомневаться в ту эпоху в истинности религиозных представлений о происхождении и устройстве мироздания мало кому приходило в голову.
Изъять Бога из своей философской системы Кант не мог, даже если бы сильно захотел - его бы тогда подвергли общественному остракизму, выгнали бы из университета и не стали бы печатать его мудреных книг.
И он попытался примирить истину с религией, создав, например, трактат "Религия в пределах только разума" (1793), написанный довольно доступным языком.
Проблема эсхатологии
В 1794 году вслед за "Религией в пределах только разума" Кант опубликовал небольшое сочинение "Конец всего сущего" (Das Ende aller Dinge).
Интригующее название, не правда ли? Но речь здесь идет не о космологических процессах, а о понимании христианской эсхатологии, выраженной в Апокалипсисе устами ангела, возвещающего, что "времени больше не будет".
Такие ангелы, сворачивающие небо в трубочку (зримое воплощение "схлопывания Вселенной"), иногда встречаются в росписях церквей, в том числе православных.
Если рассуждать о том, каким образом Бог сотворил мир, не полагалось, а можно было лишь рассуждать о том, как этот мир устроен, и способны ли мы его правильно понять и познать, то философии оставалось задумываться о сути времени и о конце мира, ибо христианская доктрина предполагала завершение всей истории Страшным судом и переходом в некое иное качество.
Собственно, об этом - трактат "Конец всего сущего".
Что значит - времени больше не будет? В каком смысле настанет "вечность"?
Для Канта вечность - это не "бесконечное время", ибо в таком случае "человек никогда не покидал бы пределы времени", а конец всякого времени. И как такое может быть?
Традиционная картина Страшного суда, когда, якобы, звезды упадут с неба, небо рухнет на Землю, всё сгорит в очищающем огне, и затем возникнут новое небо и новая Земля с раем для праведников и адом для грешников, Канта не удовлетворяет: в этом случае за судным днем последуют другие дни, никакой безвременной вечности не настанет.
Канту не нравится ни идея возмездия с адскими муками, ни идея застывшего времени, в котором не происходит никаких изменений, особенно применительно к разумным существам. Человеку свойственно мыслить, пишет он, а "мышление содержит рефлексию, которая может происходить лишь во времени".
То есть, вечность как отсутствие времени выглядит лишенной всякого смысла. И Кант завершает свой трактат о конце света проповедью возвышенной христианской любви как панацеи от всех антиномий разума.
Гораздо больше внимания проблеме времени уделено в "Критике чистого разума", но там практически не затрагиваются вопросы эсхатологии и "конца всех вещей".
Антиномии чистого разума
Собственно, в "Критике чистого разума" Кант пришел к выводу о наличии в самом аппарате нашего мышления неразрешимых противоречий - антиномий, которые ведут к противоположным выводам из одних и тех же эмпирических или априорных данных.
И Кант с равной уверенностью логически доказывает справедливость взаимоисключающих утвеждениий:
"Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве" - и "Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен" ("Критика чистого разума", Собр. соч. в 6 томах, т. 3 (М., 1963), С. 404-405).
Таких антиномий он насчитывает всего четыре (я привела только первую), и они касаются принципиальных вопросов бытия и философии.
Также он констатирует невозможность всех трех известных способов доказания бытия Бога: физико-теологического, космологического и онтологического.
Т ем не менее, само существование Бога философ вовсе не отрицает, просто считает его непознаваемым и недоказуемым при помощи доступного нам мыслительного и чувственного аппарата.
Между тем, если вынести за скобки все религиозные догмы, вопросы начала и конца Вселенной продолжают занимать умы современных астрофизиков, ибо, судя по недавним данным, полученным с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб, грядет пересмотр всех или многих принятых ранее положений. Кто-то продолжает считать, что "большой взрыв" был, кто-то полагает, что был, однако он не имел четкого эпицентра, а кто-то говорит, что ничего такого не было, поскольку, судя по свежим данным, Вселенная либо старше, чем мы думаем, либо вообще сформировалась по-другому.
Но любое явление, имевшее некое начало, обречено иметь и некий конец - тот самый, за которым мироздание свернется в трубочку, и "времени больше не будет". Так что честно поставленный вопрос иногда важнее, чем притянутый по необходимости "правильный" ответ.
--
Проблемы времени занимают меня не просто так. В моей космоопере межгалактические перелеты оказываются возможными благодаря хронавтике - науке и одновременно искусству перемещаться в пространстве-времени. Как именно это работает, я описать не могу. Поначалу хронавтика была обычным фантдопущением, но в книге "Возвращение Улисса" о ней говорится несколько подробнее, хотя по-прежнему несколько туманно. Уж если великие умы не в состоянии справиться с этой проблемой, то куда тут скромному фантасту и любителю мудрости.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".