В начале мая этому блогу исполнится год, что уже немало. И я с удивлением обнаружила, что нет в нём ещё ни одной рубрики. Просто пишу о том, что приходит в голову. Статьи по темам между собой слабо перекликаются.
И всё-таки на днях я решила, пусть будет хоть одна рубрика. Назову её "Азбука аутизма", буду листать словарь и рассказывать.
Начнём, как и положено, с буквы А. Первое, что приходит на ум - агрессия. О ней мы сегодня и поговорим.
И здесь я сразу хочу сказать, что аутизм не синоним агрессии. Это миф. Люди с аутизмом абсолютно разные. Кому-то повезло, и он очень спокойный.
А кто-то всю жизнь мучается, стараясь побороть свой гнев, своих внутренних демонов. Причём с самого детства.
Итак, агрессия при аутизме. Какая она, откуда берётся? Да тут и думать долго не надо. И так всё понятно.
Живёт человек в своём мире, никого не трогает. А тут вдруг какая-то вещь (простите, конечно, за мой лексикон), начинает его воспитывать.
Почему вещь? Да потому что ребёнку (а мы сейчас говорим о ребёнке) что мама, что шкаф - всё едино. Не понимает он ещё до определённого времени, где одушевлённый объект, а где нет.
И вот, значит, этот шкаф надвигается, руки в боки, пытается ещё и командовать?
Страшно? Очень страшно.
Вспоминается мне один случай, как сын мой трехлетний сидел на полу и стучал палочкой по тому, что осталось от пионерского барабана.
В комнату зашёл его отец. И он, естественно, не был замечен. Как тут чего заметишь, когда такое увлекательное занятие.
И вот отец надвинулся, нахмурил брови и всем своим видом показал, что звук ему неприятен. Попытался выдернуть у сына из рук палочку и остатки барабана.
И сын, не задумываясь даже, вцепился зубами отцу в руку. Да так, что его еле оторвали. А потом он, естественно, кричал. И пришлось его очень долго умывать холодной водой.
Примерно такой же алгоритм действий был и в других случаях. Кто-то неожиданно подошёл слишком близко. Серафим испугался - толкнул. Хорошо, если не ребёнка. И не на горке. Поэтому на горки мы с ним до более-менее сознательного возраста не ходили.
Это уже потом были моменты настоящей агрессии, спонтанной или спланированной, в ответ на какие-то выпады в его адрес, на крик, на угрозы, на физическое воздействие.
Не скрою, мне крепко досталось пару раз кулаком по предплечью и зонтом. Рука очень долго болела. Один раз я летала по классу в школе. В самом прямом смысле этого слова. Было, что щипал меня. И очень больно наступал на ноги, когда был в плохом настроении.
Я этого не скрываю. Писала не раз. Всё это было. А потом прошло.
Точнее, не прошло, а плавно перетекло в самоагрессию в подростковом возрасте.
Почему так случилось, я теперь понимаю. Причин очень много.
Среди них и злость на отца. Сын наконец-то понял, что тот сильнее и не позволит по отношению к себе никаких вольностей.
Но можно ведь отомстить по-другому. Отец на него кричит, а сын - раз себя кулаком в челюсть. А потом в глаз.
И смотрит. Ждёт, когда я вмешаюсь, наброшусь на его отца, так что тот будет искать пятый угол.
А лучше прокусить себе руку, чтоб кр08ища хлестала. Этим сын сразу решал две проблемы: очень сильно пугал родителей, настолько сильно, что они и не знали, как его дальше воспитывать. И заодно ощущал своё тело в пространстве.
Это если переводить с фимского на русский. Сам он говорил: "Чтоб почувствовать себя живым и настоящим."
Кстати так делают и обычные подростки без диагноза аутизм. Называя модным словом селфхарм.
Если кому интересно, изучите суть вопроса, как молодые люди наносят себе повреждения. Цель одна - заглушить душевные переживания.
Вот и сын мой себя бил и кусал. И даже однажды взял в руки осколки разбитой тарелки...Следы кое-где, например, на спине и боках, видны до сих пор.
И вот со всем этим, что сплелось в такой причудливый клубок из агрессии, удовольствия и всего прочего, мне и пришлось иметь дело. Распутывала его долгих четыре года.
Страшно мне было? Очень страшно. Но я не подавала виду. Жестко пресекала подобное поведение разными санкциями: гастрономическими, лишением интернета и других развлечений. Ничего лучшего на тот момент мне в голову не пришло. Но главное - это работало.
Вы сейчас, конечно же, спросите про фарму. Она была. В очень приличном количестве. Я пошла за рецептами, когда сыну исполнилось четырнадцать. А почти все описываемые события были уже после шестнадцати и даже семнадцати лет.
Кому интересно, можете почитать об этом в старом блоге в разделе переходный возраст. Ссылка в описании канала. Кстати, вчера был год, как я тот канал потеряла. Грустно, конечно, но этот мне нравится больше.
Ну так вот, значит, с самоагрессией мы справились. Уже полтора года не колотит кулаками по стенам, почти два года не кусает себя.
Я молодец. И сын у меня молодец. Если и допускает сейчас агрессию, то только словесную. Всё это мы с ним быстренько обсуждаем и разруливаем.
А у ваших детей была (есть) агрессия или самоагрессия? Как справлялись?