Найти в Дзене
Логопед, дефектолог

Сенсорная алалия и аутизм: различия, диагностика и подходы к коррекции

В последнее время в медицинских и педагогических кругах активно обсуждаются темы сенсорной алалии и аутизма. Одни эксперты считают, что сенсорная алалия — это часть аутистического спектра, другие — что это совершенно отдельное состояние. Основываясь на своем 15летнем опыте работы как с сенсорными алаликами так и с детьми с аутизмом , я хочу поделиться своими наблюдениями и предложениями по этому вопросу.

Что такое аутизм и сенсорная алалия?

Аутизм — это неврологическое развитие, при котором человек испытывает трудности с социальной взаимодействием и коммуникацией. Часто аутичные дети понимают происходящее вокруг, но не могут это адекватно выразить или не чувствуют потребности в общении.

Сенсорная алалия же означает, что ребенок хотел бы общаться, но не может понять речь окружающих, что сродни попыткам общения на непонятном языке. Это приводит к фрустрации и стрессу, проявляющимся в кажущемся аутистическом поведении.

Как распознать?

Различие между этими двумя состояниями иногда сложно уловить. Дети с аутизмом и сенсорной алалией могут не говорить или говорить без цели, не понимать инструкции и не замечать окружающих, или относиться к людям как к предметам. Однако ключевое отличие заключается в потенциальном желании к общению: дети с сенсорной алалией стремятся к нему, но сталкиваются с барьером в понимании.

Почему так много споров вокруг диагнозов?

Мнения специалистов разделяются. Некоторые считают, что сенсорная алалия — это устаревший диагноз, который следует отнести к аутистическому спектру. Однако с точки зрения нейропсихологии, аутизм и алалия затрагивают разные части мозга, что подразумевает разные подходы к лечению и обучению.

Методы коррекции и диагностика

Диагностика аутизма — это прерогатива психиатра, в то время как сенсорную алалию может определить логопед. Важно начинать коррекцию как можно раньше, независимо от конкретного диагноза. Тестирование и индивидуальные подходы помогут определить наилучшие методы взаимодействия и обучения для каждого ребенка.

Личный опыт

На основе моего опыта, дети с аутизмом и сенсорной алалией действительно различны. Это становится заметно не сразу, а в процессе динамического наблюдения и коррекции. Иногда дети, кажущиеся изолированными, на самом деле просто не могут понять, как выразить и понять других.

Дети с аутизмом могут не реагировать на окружающих, пока не появится четкий стимул. Дети с алалией могут пытаться исполнить любую команду, потому что они стараются угадать, что от них хотят, даже не понимая смысла слов.

Выводы

Необходимо уважать индивидуальные особенности каждого ребенка и предоставлять адекватные и своевременные вмешательства. Это дает лучший шанс на развитие навыков, необходимых для адаптации и самостоятельной жизни.

Пообщаться с автором – можно в Телеграм канале