Найти тему
Первым делом самолёты

Планировать надо трезво

В авиационной отрасли России наблюдаются значительные задержки в реализации ряда важных проектов по созданию новых гражданских самолетов. Ранее озвученные сроки их сертификации и начала поставок в авиакомпании неоднократно сдвигались.

Это вызывает беспокойство, поскольку чиновники ранее заверяли, что установленные сроки будут выдержаны. Однако на практике этого не произошло. Основная причина задержек кроется в том, что поставщики, производящие комплектующие для гражданской авиатехники, также задействованы в выполнении гособоронзаказа, объемы которого значительно выросли с 2022 года.

При разработке планов до 2030 года в правительстве РФ не смогли точно спрогнозировать такой рост оборонных заказов. Цифры, заложенные в комплексную программу, принятую в 2022 году и скорректированную в 2023 году, вызывали сомнения как у специалистов, так и у обычных граждан.

Чиновники, тем не менее, настаивали на том, что все успеют. Но гособоронзаказ имеет приоритет, поэтому сроки по гражданским самолетам пришлось сдвинуть. Недавно глава Минпромторга Денис Мантуров признал, что одни и те же людские ресурсы задействованы как в гражданских, так и в военных проектах, что и стало причиной задержек. Наконец-то это было озвучено официально. Рассмотрим ситуацию по конкретным типам самолетов.

МС-21 – в этом году два опытных борта 73055 и 73057, которые сейчас находятся на Иркутском авиазаводе, должны совершить первые полеты в импортозамещенной версии. На борту 73055 будет частично импортозамещенное крыло, изготовленное из зарубежных композитных материалов. А на борту 73057 крыло полностью российское, хотя некоторая незначительная часть импортных компонентов может остаться.

Сертификация МС-21 ожидается примерно в декабре 2025 года вместо ранее запланированного декабря 2024 года. Соответственно, начало поставок самолета в авиакомпании следует ожидать не ранее весны 2026 года.

Сертсфикация МС-21 ожидается примерно в декабре 2025 года вместо ранее запланированного декабр12-я 2024 года. Соответственно, начало поставок самолета в авиакомпании следует ожидать не ранее весны 2026 года.
Сертсфикация МС-21 ожидается примерно в декабре 2025 года вместо ранее запланированного декабр12-я 2024 года. Соответственно, начало поставок самолета в авиакомпании следует ожидать не ранее весны 2026 года.

Проект самолета Сухого SJ-100 сдвинулся на два года. Ранее планировалось, что первый серийный борт поступит в 2028 году, теперь речь идет уже о 2030 годе. Задержки связаны с необходимостью импортозамещения систем и агрегатов, аналоги которых еще не созданы в РФ. К тому же часть специалистов была переброшена на программы военной авиации.

SJ 100
SJ 100

Ил-96-400М – ситуация с отечественным широкофюзеляжным лайнером непонятная. Что можно сказать точно, то, что массового выпуска этих самолётов не будет. В планах правительства заложено 12 лайнеров. Сообщений о лётных испытаниях самолёта после его первого полёта не было.

Ии- 96-400М в этом году впервые поднялся в воздух
Ии- 96-400М в этом году впервые поднялся в воздух

Ту-214 тоже испытывает трудности из-за дефицита компонентов и перегруженности предприятий оборонными заказами. Серийное производство откладывается минимум на год.

Ту-214
Ту-214

Положение усугубляется тем, что в условиях санкций резко сократились возможности кооперации с зарубежными партнерами по комплектующим. Многие виды оборудования и материалов приходится создавать с нуля внутри страны.

Ил-114-300, В мае 2023 года состоялся дебют второго опытного образца самолета Ил-114-300 (заводской номер 0110). По прогнозам, его первый полет может произойти уже летом. Однако Минтранс в октябре 2022 года выступил с предложением перенести поставки Ил-114-300 на 2026 год.

2-ой опытный образец иЛ-114-300 приступил к лётным испытаниям
2-ой опытный образец иЛ-114-300 приступил к лётным испытаниям

Такое решение было обусловлено возникновением непреодолимых обстоятельств, приостановивших проведение сертификационных испытаний и опытно-конструкторских работ по проекту. Основное внимание конструкторского бюро «Ильюшина» сейчас сосредоточено на выполнении контракта по поставке до 2028 года 14 транспортных самолетов Ил-76МД-90А.

Тем не менее, двигатель ТВ7-117СТ-01, предназначенный для Ил-114-300, находится в полной готовности к эксплуатации. Еще в марте 2022 года в ОДК сообщалось о возможном возобновлении полетов Ил-114-30

«Ладога», «Байкал» и «Освей», их реализация пока не может продвинуться из-за отсутствия двигателя ВК-800СМ. Компания УЗГА намеревается начать летные испытания двигателя до конца 2023 года. Однако возникают сомнения в возможности их успешного завершения, учитывая задержки, уже произошедшие в проекте.

ЛМС-901
ЛМС-901

В апреле 2022 года генеральный конструктор дивизиона «Двигатели» УЗГА Сергей Вакушин заявлял, что ВК-800СМ должен поступить на летные испытания в составе летающей лаборатории Як-40ЛЛ в СибНИА до конца 2023 года.

Первый полет «Байкала» с этим двигателем планировался на третий квартал 2024 года. Однако с тех пор новой информации по этим проектам не поступало. Таким образом, текущая ситуация в российском авиастроении требует трезвой оценки и понимания имеющихся ресурсов.

К сожалению, обещания об успехах часто не подкрепляются реальными результатами, что приводит к сдвигам сроков и рождает сомнения в выполнимости поставленных задач.

Таким образом, ближайшие годы будут крайне непростыми для российского авиапрома. Придется приложить колоссальные усилия и разумно распределять ресурсы, чтобы возобновить серийный выпуск гражданских лайнеров и не сорвать гособоронзаказ. Только эффективное планирование и слаженная работа позволят преодолеть текущие трудности и выйти на намеченные рубежи.