1,1K подписчиков

7 всемирно известных художников, обращавшихся к пастели

342 прочитали

Когда мы пытаемся представить любую картину художника, скорее всего, в мыслях возникает работа маслом на холсте. Однако большинство мастеров использовали не только масло и акрил, многие из них также имели интерес к работе с пастелью. 

Пастель, чаще используемая для эскизов и предварительных рисунков, сыграла большую роль в практике многих художников. 

В этой статье речь пойдёт именно о них. 

ЭЖЕН ДЕЛАКРУА

Художник Эжен Делакруа известен своими грандиозными, полными драматизма картинами. Однако прежде чем нанести краску на холст, он часто создавал рисунки пастелью, чтобы составить план своих композиций, проверить различные тона и усовершенствовать свои фигуры.

Эжен Делакруа, "Эскиз к смерти Сарданапала", ок.1827 года (Фото из интернета)
Эжен Делакруа, "Эскиз к смерти Сарданапала", ок.1827 года (Фото из интернета)

Его эскизы, например к "Смерти Сарданапала", одной из его самых известных работ, помогали Делакруа в создании шедевров. Однако он отмечал, что преобразование простого рисунка в картину, наполненную деталями, было той ещё задачкой.

Эжен Делакруа (Фото из интернета)
Эжен Делакруа (Фото из интернета)

"Первоначальная идея, набросок, являющийся, так сказать, яйцом или зародышем идеи, обычно далеко не завершен; в нем содержится все, что представляет собой просто смесь всех частей. Именно то, что делает этот эскиз существенным выражением идеи, - это не подавление деталей, а полное подчинение их крупным линиям, которые должны прежде всего создавать впечатление. Поэтому величайшая трудность состоит в том, чтобы вернуться в картине к тому стиранию деталей, которые, однако, составляют композицию, паутину и нить картины".  

ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ

Будучи ключевой фигурой реалистического движения, Жан-Франсуа Милле предпочитал изображать в своих картинах людей из рабочего класса. Ведь он отмечал:" Крестьянская тематика лучше всего соответствует моей натуре, ибо я должен сознаться... что человеческая сторона - это то, что меня больше всего трогает в искусстве".

Жан-Франсуа Милле, "Маленькая пастушка гусей", 1868 год (Фото из интернета)
Жан-Франсуа Милле, "Маленькая пастушка гусей", 1868 год (Фото из интернета)

Как и Делакруа, Милле часто использовал пастель для набросков своих "крестьянских картин". Но он также использовал этот материал для создания тонких рисунков природы, в том числе залитых солнцем пейзажей, тихих морских пейзажей и очаровательных этюдов, таких как его причудливые "Одуванчики".

Жан-Франсуа Милле, "Одуванчики", 1867-1868 годы (Фото из интернета)
Жан-Франсуа Милле, "Одуванчики", 1867-1868 годы (Фото из интернета)

"Милле преуспел в пастели, - объясняет Музей изящных искусств в Бостоне, - и его мастерство рисовальщика и колориста проявляется здесь в богатом разнообразии зелени, оттеняющей цветы, и в воздушной нежности рисунков. Одуванчики, которые проявляются на всех стадиях от бутона до семени".

ПЬЕР-ОГЮСТ РЕНУАР

Импрессионист Пьер-Огюст Ренуар очень увлекался пастелью. В своих картинах маслом он использовал мягкие прикосновения, кульминацией которых были неясные мазки и смешение цветов, что делало этот материал максимально подходящим для французского художника.

Пьер-Огюст Ренуар, "Женский портрет", 1877 год (Фото из интернета)
Пьер-Огюст Ренуар, "Женский портрет", 1877 год (Фото из интернета)

Ренуар впервые представил свою работу пастелью только в середине 1870-х годов, хотя хорошо владел этим материалом, обычно используя его для личных изображений друзей и семьи, поскольку это позволяло ему создавать аутентичные портреты своих близких.

Пьер-Огюст Ренуар, "Алина и Пьер. Мать и дитя", 1887 год (Фото из интернета)
Пьер-Огюст Ренуар, "Алина и Пьер. Мать и дитя", 1887 год (Фото из интернета)

Франсуа Даулт, швейцарский искусствовед, объясняет: "Если он часто использовал пастель, чтобы изображать тех, кто ему близок и дорог, то это потому, что пастель, сочетающая цвет с линией, давала ему возможность работать быстро, чтобы запечатлеть во всей их яркости. Быстрая вспышка интеллекта и мимолетное проявление эмоций".

ЭДГАР ДЕГА

Создав более 700 рисунков пастелью, импрессионист Эдгар Дега получил звание одного из самых плодовитых художников, использующих пастель. Хотя первоначально он обратился к этому материалу по необходимости (его небольшие рисунки всегда были востребованы), со временем он стал предпочитать пастель из-за возможности эксперементировать с оттенками.

Эдгар Дега, "Девушка, принимающая ванну", 1890 год (Фото из интернета)
Эдгар Дега, "Девушка, принимающая ванну", 1890 год (Фото из интернета)

"Зная, что некоторые пигменты выцветают под воздействием света, Дега ставил свои пастели на солнце, чтобы летучие красители выцвели прежде, чем он использует их в работе", — Королевская Академия. "Он часто использовал пастель, смоченную водой и смешанную с клеем, например казеином, создавая своего рода пастельную пасту, которая создавала вид краски, нанесенной кистью. Он даже выборочно увлажнял пастель паром, а затем кисточкой распределял влажную пастель в полупрозрачный слой цвета или пастельной пасты".

Эдгар Дега, "Танцовщицы за кулисами", 1880 год (Фото из интернета)
Эдгар Дега, "Танцовщицы за кулисами", 1880 год (Фото из интернета)

Эти эксперименты завершились созданием единственных в своем роде палитр, которые можно увидеть в некоторых из его самых известных работ, включая его вуайеристские виды купающихся и сцены с артистами балета на сцене.

МЭРИ КАССАТ

Как и Дега, коллега-импрессионистка Мэри Кассат довела свое мастерство пастельного рисунка до предела своих возможностей. Фактически, экспериментальные рисунки Дега - это то, что впервые привлекло Кассат к этой технике, как она объясняла: "Раньше я прижималась носом к этому окну и впитывала все, что могла, из его искусства [Дега]. Это изменило мою жизнь. Тогда я увидела искусство таким, каким хотела его видеть".

Мэри Кассат, "Ложа", 1882 год (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Ложа", 1882 год (Фото из интернета)

Первоначально Кассат была вдохновлена ​​Дега, но со временем разработала особый стиль, который был полностью ее собственным. С матерями и детьми в качестве своих главных персонажей, Кассат создавала портреты, которые, парадоксально, изображали тихие моменты жизни с помощью ярких палитр и энергичных мазков - качеств, присущих пастельной технике.

Мэри Кассат, "Купание ребёнка", 1880 год (Фото из интернета)
Мэри Кассат, "Купание ребёнка", 1880 год (Фото из интернета)

"Для Кассат модернистская привлекательность этого материала основывалась на нескольких эстетических факторах, тесно связанных с его свойствами", — отмечает Метрополитен-музей. "Среди этих свойств была скорость исполнения, широкий спектр готовых цветов и легкая адаптируемость к рисованию и живописной работе".

АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК

Постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек был еще одним художником, на которого глубоко повлияли пастели Дега. А именно, его подход к изображению женщин: "без излишеств" и взгляд так, будто художник" подглядывал в замочную скважину", что оособенно заметно в работах со сценами, происходящими в публичных домах. Эти интимные рисунки, полярной отличающиеся от его работ, изображающих ночную жизнь Парижа, предлагают зрителям настоящий взгляд на наиболее уязвимых жителей столицы.

Анри Тулуз-Лотрек, "В салоне Рю де Мулен", 1894 год (Фото из интернета)
Анри Тулуз-Лотрек, "В салоне Рю де Мулен", 1894 год (Фото из интернета)

В любом случае Тулуз-Лотрек стремился запечатлеть подлинный взгляд на жизнь за закрытыми дверями. "Я не комментирую", — сказал он, "Я записываю".

ПАБЛО ПИКАССО

Мастер модернизма Пабло Пикассо владел множеством художественных техник. Хотя он в основном известен своими кубистскими картинами, авангардными скульптурами и даже коллажами, он также баловался масляной пастелью профессионального уровня — материалом, который он сам помог создать.

Пабло Пикассо, "Облокотившаяся женщина", 1921 год (Фото из интернета)
Пабло Пикассо, "Облокотившаяся женщина", 1921 год (Фото из интернета)

Хотя масляная пастель присутствовала на рынке с 1925 года, она, как правило, была низкого качества и предназначалась для молодых художников и студентов. В 1949 году Пикассо, ища высококачественную версию, которую можно было бы использовать на различных поверхностях, обратился к своему другу и коллеге-художнику Анри Гетцу с просьбой: попросить производителя предметов искусства Анри Сеннелье создать новую улучшенную масляную пастель.

Пабло Пикассо, "Первый снег", 1938 год (Фото из интернета)
Пабло Пикассо, "Первый снег", 1938 год (Фото из интернета)

Вскоре после этой встречи магазин "Сомелье" создал и начал продавать свою знаменитую масляную пастель.