Найти в Дзене

Долой оценки! Долой домашку! Да здравствует свобода!

Оглавление

Система школьного образования критикуется всегда. Постоянно у учителей, чиновников и родителей возникает желание что-то изменить. Причем делать это можно смело, ведь результат нововведений проявится через десяток, а то и больше лет. Поэтому какую-либо ответственность за предложенное решение конкретный инициатор вряд ли понесет.

Самыми популярными элементами школьной системы в желании что-то отменить оказываются оценки, форма и домашние задания. Так происходит, потому что оценка или форма очень простые понятия для общества и последствия видны сразу. Раз и все в джинсах, два и дневников нет.

Как жить без оценки

Оценка – это то с чем в первую очередь ассоциируется учеба в школе. Ею отчитываются перед родителями, хвастаются или позорятся перед одноклассниками, доказывают свои знания приемной комиссии или работодателю. Можно ли без нее учиться, а потом жить?

Отменить или оставить

Отсутствие оценок в первом классе сегодня уже привычное явление. У некоторых педагогов, причем с довольно большим стажем, есть мнение, что оценки в школе нужно отменить совсем. Сами учителя, родители и даже дети разделились на два непримиримых лагеря, те кто за и те, кто против. Аргументы за безотметочную систему:

  • Оценка в семье – это как ремень, кнут. Ребенок учится, чтобы его не ругали родители.
  • Отметка учеником воспринимается как способ угодить кому-то, а не себе.
  • Учитель имеет возможность манипулировать оценкой в бюрократических целях, влияя тем самым на показатели успеваемости.
  • Эмоции преподавателя и личное отношение к школьнику могут сделать отметку необъективной.

Приверженцы традиционной системы апеллируют невозможностью адекватной оценки знаний ученика. Даже если программа освоена добротно, как это понять другим людям кроме учителя: родителям, будущему работодателю, научному руководителю и т.д. Каким образом вести учет и анализировать показатели успеваемости в разрезе школы, города, государства наконец.

-2

Вот и выходит, что без оценочной системы, знания получить можно. Наверное, этот процесс даже пойдет легче и эффективней для обучаемого. А вот оперативно определить, что он соответствуют требованиям вакансии или какой у абитуриента уровень знаний при поступлении в институт, без внятных результатов успеваемости, видимо, будет нетривиальной задачей.

Все равно измерят

Оценка в школе – две стороны одной медали. Неприятно, когда она плохая – самому обидно, перед одноклассниками стыдно, родители дома отругают. А если пятерка, как здорово понять, что затраченные усилия оправдались, с папой в воскресенье в зоопарк. Ну и ощущение превосходства над отстающими, ведь стремление здорового организма к лидерству никто не отменял.

Часто, преподавателем, ратующим за отмену оценок, фактически предлагается замена традиционной системы оценок на другую. Например, если Васе поставить 3, а Пете 5, Васю это как-то унизит, он будет чувствовать себя ущербным и даст повод Пете позлорадствовать. Предлагается сказать Васе, какой он молодец, у него раньше было 5 ошибок, а сегодня только 3. И в чем принципиальное отличие? Это разве не оценка результата? Причем, они оба и весь класс все рано знают, что один пишет с ошибками, а другой без.

Вот и выходит, отмена оценок будет приятной для ученика только в одном случае – если пятерка. Что теперь, хорошие отметки оставить, а двойки – убрать? Так не получится. Система оценки любой деятельности есть всегда и везде. В школе за учебу, на производстве за работу. А то, давайте отменим оценки, главное – полученные знания. Надо тому, кто это предлагает зарплату тогда не платить, получил удовольствие от созидательного труда и хватит.

Дома только отдыхать, или все-таки поработать

С точки зрения отмены, в главной триаде элементов школьного обучения: оценки, форма и домашнее задание, работа дома вызывает наиболее ожесточенные дискуссии. Это не просто еще одна форма получения знаний, а единственный действенный способ закрепления полученной теории. Замена этой практики, если и произойдет, то в последнюю очередь. Почему?

Основной мотив сторонников учебы только в школе – это сильная загруженность детей. После занятий кружки, спорт, музыка, а самостоятельную работу приходится делать ближе к ночи. Противники отмены домашки вполне справедливо замечают – без самостоятельной практики не освоить предмет. И с этим трудно спорить. Ведь главное в закреплении теории, сделать все самому без чьей-либо помощи. Так что, если и разгружать ребенка, то только не с помощью отмены домашнего задания. Делать его не дома спорный, но допустимый вариант. А вот самостоятельность обязательна.

Интересный эксперимент провели в одной из школ. Последнюю неделю четверти дети выбирали себе домашнее задание сами. Варианты: оставить предложенное, задать себе самому или вообще не делать. Подавляющее большинство выбрало второй вариант. Но задания были более интересные и приближенные к реальной жизни. Вот и весь ответ. Вопрос не том, задавать или не задавать, а в форме и содержании.

Форма определяет содержание

Форма – детище военного дела и призвана была выполнять функции защиты, принадлежности к определенному соединению, инструмента субординации и поддержания дисциплины. Применительно к школе защитная составляющая сегодня не актуальна. Хотя, совсем еще недавно передники девочек именно эту функцию и выполняли. Есть ли смысл оставлять форму для обозначения принадлежности к учащемуся сословию или как дисциплинирующий фактор? Наверное, нет. Значить отменять. Совсем.

И сразу возникает проблема – что взамен. Пусть ходят кто в чем хочет, на свой вкус? На вкус и цвет все пиджаки разные. Поэтому тут же устанавливаются рамки: неброские цвета, рубашка хорошо, а майка нет, спортивный костюм не приветствуется и т.д. А ведь основной довод противников формы, что она футляр, стесняет и тело, и мысли, нельзя проявить индивидуальность. Мини можно? У кого красивые ноги – можно, а другим нельзя.

Есть еще социальный аспект, чьи-то родители могут позволить элегантность и разнообразие школьного гардероба, а чьи-то нет. Зачем акцентировать неравенство в юном возрасте, с этим еще всю дальнейшую жизнь придется сталкиваться.

Если внимательней присмотреться, все престижные учебные заведения имеют форму, герб, сочетание цветов. Ученики с удовольствием носят такую униформу и гордятся принадлежностью к своей гимназии или колледжу. Вот и получается там, где есть форма – хорошая школа, а там, где нет, увы, не очень.

Ломать не строить

Схемы усовершенствования школьного образования почему-то всегда предполагают что-то убрать. Отменить оценки, домашнее задание и форму – стандартный арсенал генераторов идей в сфере преобразования системы знаний. Такое впечатление, что одна из самых областей государства отдана на откуп фантазерам и дилетантам.

Может пора уже обратить внимание на более фундаментальные вещи: методика преподавания, применение современных технологий для подготовки и усвоения материала, более гибкие подходы к форме получений знаний, упор на общение и умение работать в команде и т.д. Без научного подхода и коллегиальности разработки новых схем образования лучшими умами страны, не обойтись. А где закрепить знания дома или на уроке не принципиально. И если школьная форма будет предметом гордости за учебное заведение, где хорошо учат, так это просто здорово. Педагогика такая область, где все ненужное отмирает само собой и не надо это делать искусственно. Лучше сосредоточится на том, что можно хорошего добавить.

Устами младенца глаголет истина

Удивительно, у детей часто наиболее адекватная реакция на инновации. К сожалению, их нежный возраст позволяет взрослым дядям и тетям умело манипулировать детским мнением. Интересный пример. Исследователь-блогер задает вопрос неподготовленной аудитории младших классов о том, нужны ли отметки. Мнения разделяются, основания от наивно-детских: «старшему брату ставили, а мне нет – не интересно», до разумно-академических: «а как контролировать, как я учусь». И тут опытный преподаватель, апологет безоценочной системы, отодвигает блогера в сторону и конкретизирует вопрос: «Кто не хочет оценок, что бы не ругали родители?». Понятно, что основная масса качнулась в сторону интереса учителя, но и тут нашлась сообразительная первоклашка: «Так за пятерку ругать не будут, а двойку просто так не поставят».

-3

Кажется, при разработке очередной прогрессивной системы стоит больше прислушиваться к тем, на ком эту систему будут испытывать. Детская мысль еще не испорчена цивилизацией, сознание ближе к природе и ребенок интуитивно способен принимать правильное решение. Взрослым, серьезным рационализаторам и исследователям от образования однозначно стоит прислушаться.