Найти в Дзене

Все о правилах поведения в цифровом мире

Сегодня коммуникация в интернете – одно из главных действий современного человека. При взаимодействии в сетевом пространстве важно помнить о нормах цифрового этикета, чтобы общение было понятным и приятным. Правилами поведения в онлайн-обществе поделилась доктор филологических наук и. о. завкафедрой переводоведения и когнитивной лингвистики лингвистического факультета Государственного университета просвещения Наталья Ахренова.

Максимы для максимального эффекта

Британский философ Герберт Пол Грайс выделил четыре коммуникативные максимы, на которых основывается интернет-коммуникация:

1) Максима количества: текст должен быть оптимально информативным.

2) Максима качества: высказывание должно быть истинным, не нужно сообщать сомнительную информацию.

3) Максима отношения: поддерживайте тему общения, не уходите от нее.

4) Максима способа: выражайтесь лаконично, избегайте двусмысленности и многословия.

Изучайте и соблюдайте правила интернет-пространств

Прежде чем начинать общение в группах в социальных сетях, игровых чатах и других пространствах, ознакомьтесь с правилами сообщества. Везде есть нормы поведения, и за их нарушение можно отправиться в бан.

Ежедневно мы становимся жертвами спама. Если вы хотите поделиться какой-то информацией, отправляйте ее только тем, кто точно будет ей рад. Или перед тем как отправить письмо новому адресату, спросите у него разрешения. Иначе вы рискуете попасть в черный список контактов. Кроме этого, помните, что без разрешения человека не нужно добавлять его ни в какие группы. Уважайте его личное пространство.

Шутки и цитаты отправляйте в личные сообщения людям, которым это точно будет интересно. Старайтесь в сообщении писать текст целиком, а не отправлять адресату по одному предложению или слову. Смысловая раздробленность противоречит правилам цифрового этикета.

Удобным способом общения в интернете стали голосовые сообщения. Но важно помнить, что прослушать их бывает не всегда удобно. Человек может находиться в шумном офисе или на улице, и чтобы вникнуть в суть сообщения, ему понадобится больше времени.

Пересылка сообщения является дурным тоном в интернет-коммуникации. Особенно это касается персональных данных, от которых зависит безопасность частной жизни собеседника: от адресов электронной почты до паролей, номеров карт и т. д.

Важно помнить о том, что не стоит открывать электронные письма или файлы в сообщениях от подозрительных отправителей.

Старайтесь отвечать на сообщения в течение нескольких часов, особенно если это деловая переписка или сообщения от семьи или друзей. Сообщение, на которое долго не отвечают, может вызвать стресс и создать ситуацию недопонимания.

Интернет помнит все

Перед публикацией в интернете важно помнить: что однажды попало в Сеть, останется там навсегда. Даже после удаления и очистки истории все это можно восстановить. Не забывайте, что интернет помнит все.

Не рекомендуется участвовать в безобидных, на первый взгляд, опросах про любимый цвет и имена домашних питомцев, воспоминания о покупке первого авто и т. д. Подобная информация может быть использована мошенниками, например, в качестве ответов на секретные вопросы при совершении банковских операций.

Кроме этого, помните, что потенциальные работодатели сегодня часто просматривают социальные сети соискателей, поэтому следите за качеством контента в личных и профессиональных аккаунтах.

Главное – оставаться вежливым

В интернете мы можем начать общение с людьми, с которыми не знакомы в реальной жизни. От этого наше речевое поведение может стать более «непринужденным». Не стоит использовать в онлайн-общении «язык вражды», ругательства и заведомо обидные умозаключения.

Нужно помнить, что законодательство совершенствуется параллельно с развитием технологий, поэтому за оскорбления в интернете вас могут привлечь к реальной ответственности.

Нарушает правило цифрового этикета набор текста заглавными буквами, так как это воспринимается как крик. Старайтесь обращаться к незнакомым людям на «Вы», будьте вежливы с ними в общении.

Проверяйте написанное сообщение, обращайте внимание на ошибки и не забывайте про функцию автозамены. Небрежно написанный текст может сформировать ваш негативный образ, что приведет к неправильному истолкованию ваших действий.

Смайлики, гифки, стикеры и даже скриншоты помогают оживить и ускорить интернет-переписку. Однако важно ими не злоупотреблять. Картинки в тексте не только отвлекают внимание, но затрудняют его понимание, особенно в деловой переписке. Важно знать меру в использовании смайликов и не превращать переписку в ребус.

А какое правило цифрового этикета вы соблюдаете чаще всего? Пишите в комментариях!