Найти в Дзене
Тимофеева Наталья

Выставка итальянских натюрмортов. Впечатления

Сходили в Пушкинский на выставку «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко».

Афиши выставки
Афиши выставки

Это первая выставка итальянского натюрморта в России.

«Белый зал» музея
«Белый зал» музея

Демонстрируются 70 произведений из крупнейших российских собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Пермской государственной художественной галереи и других.

На выставке
На выставке

Итальянский натюрморт - важное явление искусства эпохи барокко. Именно Италия во многом определила направление развития европейского натюрморта.

На выставке
На выставке

Когда итальянские художники писали эти полотна, представленные на выставке, они и знать не знали, что их потом назовут натюрмортами. В те времена, а это было в XVII - XVIII веках, они просто изображали цветочные композиции, фрукты и овощи, кухни и мясные лавки, морские уловы и охотничьи трофеи, а также книги и музыкальные инструменты. Каждый художник выбирал свое. В Италии такие картины называли тогда ogetti di ferma, что означает - неодушевленные или неподвижные предметы. В Голландии такие полотна тогда называли stilleven - неподвижная натура, а не «тихая жизнь», как это часто сейчас переводят. Дени Дидро, французский философ-просветитель, который жил в XVIII веке, называл этот жанр неодушевленной натурой. А вот принятый позже термин «натюрморт» (мертвая натура) лишает объекты изображения какой-либо поэзии. Посмотрите, какая идиллия:

Натюрморт с пастушкой. 1742 год. Кандидо Витали, Болонья
Натюрморт с пастушкой. 1742 год. Кандидо Витали, Болонья

Какая тут мертвая натура? Пастушка пышет здоровьем, овцы целы. Правда, в правом углу дичь, а в центре сорванные фрукты и срезанные цветы.

Есть картины, где вообще все живы:

Однако одно из определений натюрморта требует:

чтобы оказаться в натюрморте, птицы должны быть убиты, рыбы выловлены, цветы сорваны.

И некоторые картины настолько этому требованию соответствуют, что жуть берет. Вот, например:

Интерьер кладовой с головой теленка, охладителем для вина, пирогом и ягненком. Середина XVII века. Джован Баттиста Рекко. Неаполь
Интерьер кладовой с головой теленка, охладителем для вина, пирогом и ягненком. Середина XVII века. Джован Баттиста Рекко. Неаполь

И это не самая жуткая картина на выставке. Есть такой натюрморт, который я даже фотографировать не стала. Называется «Аллегория бренности». О нем есть рассказ на канале музея:

Однако хватит о плохом. Давайте про хорошее. Про цветы и фрукты. На выставке много такой красоты.

На сегодня хватит.

А пока посмотрите коротенькое видео:

Выставка продлится до 26 мая 2024 года, она проводится в главном здании Пушкинского музея по адресу: Волхонка, 12.

В следующей статье рассказ об одной очень интересной картине с этой выставки:

Еще о натюрмортах: