Автор этой картины - итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо.
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1526 году в Милане, в семье художника. С ранних лет он помогал отцу расписывать церкви, учился делать эскизы гобеленов и витражей. Как талантливого живописца и декоратора его пригласили в 1562 году в Вену ко двору императора Священной Римской империи Максимилиана II, а потом в Прагу к его преемнику императору Рудольфу II.
Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Монарху очень нравилось творчество художника. Что было более странным - работы живописца или поведение императора - трудно сказать. Рудольф II увлекался различными «оккультными науками», покровительствовал астрономам и странствующим алхимикам. Иногда ему казалось, что он одержим дьяволом. Возможно, небезосновательно, родной бабушкой как его отцу, так и его матери была испанская королева Хуана Безумная.
Джузеппе Арчимбольдо уже при жизни считался экстравагантным живописцем. Он написал множество аллегорических портретов на тему стихии и времен года, на которых он составлял портреты людей не только из овощей и фруктов, но и из цветов, птиц, рыб и животных.
Даже самого императора Рудольфа II художник изобразил в образе Вертумна - бога времен года и земных плодов. На картине портрет императора сложен из самых разных фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех четырех времен года.
Портрет так понравился императору, что он пожаловал художнику почетный титул пфальцграфа. Было это в 1590 году, примерно тогда же была написана картина «Мужская голова/ Корзина фруктов».
Такие картины несут в себе двойственную реальность. С одной стороны это проявление причудливой фантазии художника, а другой стороны - фрукты и овощи написаны с большим мастерством, по свидетельству современников, художник писал их с натуры. Придуманный художником жанр отвечал присущему тому времени интересу к аллегориям. Эта картина уравнивает натюрморт с человеком. Если перевернуть портрет вверх ногами, то получаем натюрморт, и наоборот.
Творчество Арчимбольдо после его смерти было надолго забыто. Интерес возродился уже в XX веке. Им заинтересовались художники-сюрреалисты, которые наполнили его работы смыслами, чуждыми как мировоззрению живописца, так и его времени.
Картина представлена на выставке «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко», которая проводится до 26 мая 2024 года в главном здании Пушкинского музея по адресу: Москва, Волхонка, 12.
Подробнее о выставке:
Еще о натюрмортах: