Каждый культурный человек знает, что нельзя заходить в зрительный зал во время исполнения концертного номера, крайне некрасиво вламываться в аудиторию во время лекции, ну и, конечно, очень неэтично заходить посторонним людям в класс, когда учитель ведет урок.
Я сейчас говорю не про ребят, которые по каким-то причинам опоздали (хотя это тоже не очень вежливо), а об именно посторонних людях.
Например, помнится, еще в мои школьные годы (старшие), вот так, во время урока в класс ввалились незнакомые взрослые парень с девушкой в довольно "кричащих" нарядах.
Заговорила девушка:
- Здрасьте всем! Нам директор ваш разрешил тут к вам зайти на пару минут. Это… короче… Вот! Вам тут флаеры. Ну, эти! Щаз раздадим. Короче, приходите к нам (такого-то) числа на дискотеку! Клуб (такой-то)! Адрес там написан. Крутое шоу будет и новый ди-джей Алекс (как сейчас помню)! По этому флаеру - скидка 30 процентов! Ждём вас.
Учитель (помню, это была математичка, женщина довольно лояльная и невозмутимая) спокойно стояла, скрестив руки, немного натужно улыбаясь и ждала, когда эта парочка пройдет по рядам и раздаст свои несчастные флаеры. У меня (да и у соседки по парте) - вообще промелькнула в голове мысль, что несуразный немногословный парнишка с жидкой бородкой и густой шевелюрой - и есть тот самый "ди-джей Алекс". А возможно, он еще и родственник директора, раз "директор разрешил".
Одноклассники - удивленно переглядывались, перешептывались. Тут и там раздавались смешки. Учитель, вместо того, чтобы погнать гостей поганой метлой, посмотрела на часы и вежливо сказала:
- Ребят, давайте уже поскорее, время урока идёт.
Ну, думаем, сейчас и уйдут.
Как выяснилось, у гостей осталось еще много флаеров. И они пустились их раздавать по второму разу:
- На-те, еще друзьям-подружкам передайте. И приходите! Обязательно!
Почему они просто не оставили свою кипу флаеров на столе, чтобы каждый смог взять себе после урока столько, сколько захочет, история умалчивает. Но помню ясно, что урок был тогда сорван.
Вместо того, чтобы обсуждать "тангенсы-котангенсы", народ (хоть и шепотом, но все равно слышно) обсуждал, кто пойдет (если пойдет), кто что наденет, кто кого с собой возьмет и т.д.
Мне же - можно было об этом только мечтать. Родители бы ни за что в то время не отпустили меня на подобное мероприятие. Да и… музыкалка до вечера, потом уроки делать до ночи, какое там Алекс-Шоу! Не уснуть бы во время чтения параграфа по географии.
В общем, как ни билась учительница, никто так и не мог сосредоточиться на теме урока (вот даже я ее уже не помню). А ведь не глупенькие малыши, а гимназисты, старшеклассники, практически взрослые люди! Но отвлеклись так, как обычные современные трехлетки из детсада, которые на празднике увидели аниматора в костюме Хагги-Вагги или еще кого-нибудь.
А что уж говорить о маленьких детях!
К тому же о детях с ментальными нарушениями.
А ведь именно такие детки чаще всех приходят к нам в творческие кружки, когда проходят комплексный трехнедельный курс в стационарах нашего любимого социального спецучреждения для детей с ОВЗ! Детки неговорящие, не понимающие обращенную речь, обстановку вокруг, пугливые, подвижные, крикливые, да всякие-разные!
Иногда нужно больше половины занятия такого ребенка только усаживать, не говоря уже о какой-либо полезной деятельности по плану. Вот-вот, наконец-то, добились, ура! Сейчас будем рисовать цыпленка или лепить мышку!
Ха! Не тут-то было!
В кабинет - то заведующая зайдет с очередными бумажками, то коллега из другого отдела за зарядкой для телефона, то кто-то просто дверью ошибется - эффект один! Ребенок - снова вскакивает, начинает бегать по кабинету, плакать или смеяться, и педагог - начинает кропотливую работу "по усаживанию" с нуля.
Естественно, времени на продуктивную деятельность уже не остается, и занятие летит коту под хвост. Кто виноват? Наверное, тот, кто "не удержал внимание ребенка" во время урока. Вот!
Ну а если кто-то другой виноват, то пусть его и наказывают!
А ведь было! Было!
На занятии по художественному творчеству.
Эти занятия ведет моя соседка по кабинету. Очень хорошая, добрая женщина, которая любит детей и крайне редко конфликтует с родителями (только в совсем вопиющих случаях, когда родитель реально действует ребенку во вред).
В общем, идут в нашем кабинете занятия:
У меня - на "оригами" две девчонки (подростки) из стационара. Вполне сохранные, работают над модулями для большой поделки (мммм, на таких занятиях я морально отдыхаю и общаюсь с детками, это же так редко и прелестно, когда на урок приходят те, с кем можно действительно общаться, а не мычать, кричать, бегать и уворачиваться).
У соседки - за столиком четырехлетний мальчик Дима с ментальными нарушениями, которого коллега еле-еле усадила. Теперь они, в обнимку, "рука в руке", рисуют акварелью пейзаж с домиком. Дима - упирается, иногда пытается обрызгать педагога крашеной водичкой с кисти, иногда - выпускает из руки саму кисть, но худо-бедно работают! Да и Дима - не агрессивный, а наоборот - игривый и улыбчивый.
Без стука и извинений
Прямо во время занятия в кабинет заходят мамочка с ребенком. К соседке! И сразу с претензиями:
- Вы нам тут занятие на 12.40 поставили! Перенесите! И вообще, почему вы его нам не утром поставили, как Игнатовым? Им-то можно когда угодно поставить, а мой ребенок в это время спит!
Хммм, если что, когда нам раздают бегунки с расписаниями детей, там не указано, спит ли ребенок в тихий час. Да и возраст - тоже не всегда пишут. Почему поставила? Потому что только на 12.40 было свободное время, вот почему! И откуда же педагог может знать, что ребенку 5 лет, если об этом тоже в бегунке не было написано, а господа-диагносты - не оповестили?
Примерно такие слова, но в более тактичной форме и сказала коллега той мамочке, улыбаясь, кряхтя, и нежно-сильно удерживая Диму, который уже вырывался и хлопал нога об ногу так, будто бы собирался "катапультироваться" из стула.
Но для чужой мамы этот Дима - всё равно что топиарий на подоконнике: что он есть, что его нет. Главное - о себе напомнить:
- Вы нам, главное, время переставьте, вот вам наш бегунок!
Ну да, конечно!
Сейчас педагог бросит Диму на пол, и будет вашим бегунком заниматься! Щщаз, обождите, только шнурки погладит!
Но коллега сказала:
- Извините, прямо сейчас - не могу, у меня занятие со сложным ребенком. Зайдите, пожалуйста, после занятия, посмотрим, куда можно вас переставить.
Ну правильно же?
Но тут уже у меня урок закончился.
Вывожу девчонок в коридор - воспитателя нет (видимо, других деток пока по кабинетам разводит). Значит, надо самой идти в стационар, провожать. Так положено, ибо не разрешается воспитанникам самостоятельно гулять по зданию!
Потом возвращаюсь в кабинет.
И что там вижу?
Видимо, недовольная мамочка так и не выпустила мою коллегу "из зубов".
Обе стоят над столом, на котором лежит расписание-бегунок "маминого мальчика", и спорят. Обе уже почти на крике.
Что там было ДО этого - не знаю, но я застала такой кусок диалога:
Коллега: Да вы понимаете, что НЕ МОГУ я поставить вашего ребенка на 9.40!! Потому что у меня в это время занятие с другими детьми!
Мама: Да вы, я смотрю, вообще тут ничего не можете! Да вы просто не хотите, и дети наши - вам тут всем побоку!
Да ладно бы диалог! Я на другое обратила внимание!
На полу - опрокинутые непроливайки (пролитые!), лужицы довольно приличных размеров, перевернутая палитра с ванночками, откуда заготовленная заранее коллегой краска уже "убежала". В лужицах сидят милейшие детки Дима и сынок той сердитой мамочки. Улыбаются, "дружат" и намазывают друг друга водой из лужи и краской из ванночек палитры.
Красотааа!
И художественное творчество тут тебе, и социализация, и арт-терапия, и… ну елы-палы, самое ТО полезное и позитивное занятие, как для Димы, так и для другого мальчика!
Потихоньку ржу в маску и вынимаю Диму из лужи, коллега - бежит в туалет намочить тряпочки ветоши, сердитая мама - тащит своего ребенка в коридор и кричит. А Диму - в коридоре ждет воспитательница (мама, наверное, занята).
А что потом?
Вроде как, Дима испачкался не так уж сильно. Синюю краску на синих же шортах не особо видно, а коленки, локти и ладошки воспитательница мокрой чистой ветошью протерла. Так что, говорят, маме отдали Диму в "почти приличном виде".
Ну а дальше - не знаю. Но ведь… если бы кто-то сильно рассердился, мы бы точно об этом узнали первыми (получив пистон).
А тот, кому пришлось стирать - сам виноват: нечего было людям урок срывать! Вот так!
А Вам, дорогие читатели, приятных эмоций, одновременно и чистых, и красочных!