Драматический триллер “Роберто Зукко” рассказывает о реально существовавшем серийном убийце Роберто Зукко (ещё известный как ‘Убийца с ледяными глазами’/The Killer of Eyes of Ice), который совершал свои преступления на территориях Швейцарии, Италии и Франции в 80х годах.
Роберто Зукко родился в 1962 году в итальянском рабочем городке Местре. Там очень тихо и никогда не происходит громких событий. И Роберто стал тем, кто потряс его своим поступком.
Он был приговорён в 1981 году к 10 годам заключения в психиатрической тюрьме в Реджо-Эмилии за убийство своих родителей – заколол мать ножом, а отца задушил, сложил их тела в ванну и посыпал известью. Он объяснил причину такого поступка тем, что его родители были слишком властными и не хотели одолжить ему свой автомобиль.
В мае 1986 года, то есть через пять лет после заключения, он сбежал из-под стражи и исчез. После того, как его наконец поймали снова в 1988 году, он покончил с собой, задушив себя пластиковым пакетом в своей камере.
Режиссёр фильма
Француз Седрик Кан (Cédric Kahn) выступил режиссёром этого фильма. Он также имеет в своём профессиональном портфолио множество актёрских работ, среди которых лёгкая и трогательная комедия “Любовь не по размеру” (2016, Un homme à la hauteur).
Но свою карьеру в кинематографе он начинал как помощник монтажёра, параллельно с чем он писал сценарии, а от сценариев перешёл к постановке – сначала короктометражек “Надир” (Nadir) в 1989 и “Последние часы тысячелетия” (Les Dernières Heures du millénaire) в 1990, потом в 1991 году он выпустил свой первый полнометражный фильм “Бар на рельсах” (Bar des rails).
В 1994 году он представил в Каннах свою драмеди “Слишком много счастья” (Trop de bonheur), за которую получил “Приз молодёжного жюри”.
Фильм об убийце Роберто Зукко тоже побывал в Каннах. На 54th Cannes Film Festival в 2001 году он участвовал в официальной конкурсной программе и претендовал на ‘Золотую пальмовую ветвь’. Но уступил в гонке итальянской драме Нанни Моретти “Комната сына” (2001, La stanza del figlio).
Сюжет фильма “Роберто Зукко”
Полиция французского Анси во время обыска квартиры одного подозреваемого обнаружила документы туриста, ограбленного в Грасе, а также припаркованный рядом с домом автомобиль, двухместный “Пежо”, угнанный прошлым летом на Ривьере.
Подозреваемый утверждал, что документы он взял из другого авто – из вишнёвого “Рено” с выбитым окном. Полиция предполагает, что “Рено” может принадлежать пострадавшему в Марселе. Сотрудник полиции проверил документ, найденный в “Рено”. По тому, как вклеена фотография, стало понятно, что документ подвергся исправлениям – фото переклеено и довольно грубо. А человек на фото ни по каким делам в полиции не числится.
По карте полицейский следователь проверил путь преступлений, которые за последнее время случались – убийство полицейского и похищение женщины в одной локации, нападение на таксиста и исчезновение ещё одного человека – в другой, потом было возвращение назад и совершение ограбления, а потом – случаи под Марселем, то есть в дали от исходной точки.
Хотя логики в этих действиях не было, но по хаотичному характеру преступлений полиция пришла к выводу, что действует один и тот же человек, возможно, с психическими отклонениями.
Сложность состояла в том, что пострадавшие всегда называли разных людей – то это был англичанин, то француз, то голландец; то его звали Андрэ, то Стефано, то Курт.
Основа сценария
По жизни Роберто Зукко в 1988 году была написана пьеса французским драматургом Бернаром-Мари Кольтесом (Bernard-Marie Koltès). Это стало его последней (посмертной) работой. В личности Зукко он увидел то, что постоянно освещал в своих сюжетах – тему изгоев и изгнанников, а ему это было близко как гомосексуалисту в гетеромире.
В 1991 году французская журналистка Паскаль Фроман (Pascale Froment) на основе досье Зукко написала нон-фикш “Я убью тебя. Правдивая история Роберто Зукко, убийцы без причины” (Je te tue. Histoire vraie de Roberto Succo assassin sans raison). И эта работа послужила основой для экранизации от Седрика Кана.
Мысли и впечатления после просмотра фильма
Фильм построен перемежающимися блоками – как развиваются отношения между парнем и девушкой и как полиция выезжает на место преступления и пытается разгадать логику преступлений. Постепенно должно стать понятно, что преступления совершает именно парень, которого якобы сначала невозможно заподозрить в чём-то противозаконном.
Роман между 16-летней Леей и 19-летним Куртом на первый взгляд выглядит самым обычным. Они познакомились летом, влюбились и начали встречаться. Но, если приглядеться к молодому человеку, то будет много так называемых ‘красных флагов’ в его поведении. Он признаётся в любви в первый же вечер после знакомства, пытается убить собаку на пляже, у него постоянно новые автомобили и большие суммы денег в кармане, хотя нет никакой постоянной работы, он рассказывает, что Скотланд-Ярд отправлял его на задание в Алжир (хотя ему всего 19, по его словам), потом он сообщает, что у него день рождения и ему исполняется уже 25, хотя проходит несколько месяцев после знакомства. Словом, Курт много чего говорит, и в его словах очень тесно намешаны правда и ложь. Самое страшное в том, во что он сам верит, когда что-то говорит о себе.
Он появляется перед Леа всегда неожиданно, увозит её подальше от людей, где Леа и Курт всегда в одиночестве. “Все люди кретины, мне не о чем с ними говорить,” – заявляет он. И Леа устаёт от него, она разрывает с ним отношения.
Полиция тем временем пытается поймать за ‘хвост’ таинственного преступника, промышляющего сразу в трёх европейских странах. Курт/Андрэ/Стефано, где бы ни побывал, оставляет трупы и кровь, разбой и психологические травмы.
Проблема повествования
Преступник оставлял за собой шлейф необъяснимых убийств, изнасилований, грабежей и квартирных краж со взломом. Он вводил полицейских следователей в заблуждение, потому что они не находили связи между этими преступлениями, пока, наконец, в январе 1988 года в Тулоне он хладнокровно не застрелил офицера полиции, что послужило первой вразумительной зацепкой. Полагаю, что режиссёр ориентировался на то, как чувствовала себя полиция относительно этого дела, потому это отразилось на манере повествования. При просмотре возникают растерянность и дезориентация.
Потому как повествование построено очень хаотично. Оно вовсе не последовательное, когда было бы показано одно событие, а потом – второе, а потом они логично бы завязались, и действие бы затянуло зрителя, уводя за собой, попутно выстраивая портреты действующих лиц. Наоборот, здесь каждая сцена напоминает отдельный паззл из огромной мозаики, и все эти паззлы лежат на столе общей горой. Здесь не делили повествование ни цветом, ни темпом, ни музыкальным оформлением, что тоже усложняет восприятие. И тоже сливает воедино историю, не давая никому собственного экранного времени.
Показывая сначала Курта (или Роберто Зукко) в отношениях с девушкой, к которой он испытывает некие чувства, режиссёр хотел преподнести главного героя как человека. Якобы он тоже чувствовал и был способен строить какие-никакие, но отношения. Но вот его проблема в том, что он преступник. Ведь он исчезает из жизни Леа, и как раз в эти моменты что-то начинает происходить. Думаю, задумка была именно в этом – разделить образ преступника на две части, на человека и криминальный элемент, который в финале соединится воедино. Ведь и настоящее имя впервые произносится именно в финале и тогда же расставляются всё точки над i. Но не сработало. Ничего не поделилось, чёткого портрета Роберто не вышло.
Когда фильм вышел в прокат, в его адрес поступили претензии со стороны полиции, что образ серийного убийцы Роберто Зукко показан в более положительном ключе, чем он был на самом деле. Он был настоящим преступником – отцеубийца, насильник и враг общества номер один во Франции, Италии и Швейцарии, а история Седрика Кана намекает на то, что в нём нашлось место совести. Думаю, речь идёт как минимум о двух сценах, когда Курт (Роберто) сказал Леа, что они не могут быть вместе, он когда-нибудь захочет от неё детей, а этого он не может допустить. Такая совестливость противоречит психологии серийного убийцы/маньяка, согласно исследованиям специалистов в этой теме. Вторая сцена включает бунтовское выступление на крыше тюремного здания, когда Роберто заявил себя политзаключённым, которого держат в жутких условиях, которых он не заслуживает. И в целом его поведение в фильме показано вразрез данным, иллюстрирующим его действия.
Что происходило, когда Роберто заключили под стражу первый раз
Убив своих родителей, он взял отцовский автомобиль Alfa Romeo Alfasud, из-за которого возникла роковая ссора. Но попользоваться им вдоволь ему не удалось, так как его настигла полиция через два дня. Роберто был признан невменяемым и приговорён к заключению в психиатрической тюрьме. Ему быстро наскучило однообразие тюремной жизни, и он решил закончить среднюю школу, а затем получить степень в области политических наук.
Когда его временно освободили для сдачи экзамена, Роберто сбежал и отправился во Францию, где начал свои преступления. Он орудовал по меньшей мере на территории трёх стран, похищая людей, нападая на них и убивая, при этом преступник не обращал внимания на возраст, пол и род занятий своих жертв.
Чем закончилась история Роберто Зукко
Обвиняемый в убийстве трёх полицейских и четырёх гражданских лиц, Роберто Зукко был задержан итальянскими властями весной 1988 года. Роберто снова пытался сбежать из тюрьмы. Но сначала хотел привлечь внимание прессы, чтобы рассказать о своей трудной жизни. Его побег не удался – он упал с крыши и сломал три ребра и плечо. Своим поведением он надеялся создать у комиссии экспертов мнение своей полной невменяемости, чтобы его приговорили к длительному заключению в психиатрической больнице, а не в обычной тюрьме.
Находясь в заключении в тюрьме в итальянском городе Винченца, он был осмотрен психиатрами, которые диагностировали у него параноидальную шизофрению, квалифицировав его как человека, представляющего опасность для общества.
В мае судья признал Зукко неспособным адекватно воспринимать предъявленные ему обвинения или участвовать в собственной защите, что дало право подготовить его к помещению в психиатрическую лечебницу. Прежде чем они предприняли свой следующий шаг, он задушил себя пластиковым пакетом в ночь на 23 мая 1988 года. Его смерть была квалифицирована как самоубийство.