Найти тему
Пикабу

Тэртерийские таблички. Доиндоевропейская письменность Европы

В 1961 году в Румынии недалеко от села Тэртерия обнаружили три необычные глиняные таблички. Это открытие вызвало интерес археологов со всего мира, поскольку пиктографическое письмо на табличках могло быть самым древним в Европе и составить конкуренцию древнейшей минойской письменности.

Археологи из Национального музея истории Трансильвании в Румынии во время раскопок обнаружили три глиняные таблички с пиктограммами, более 20 статуэток из глины и камня, а также браслеты и другие украшения. Кроме того, было найдено тело женщины со сломанными и обгоревшими костями.

Всё было бы прекрасно, если бы не одно «но». Некоторые критики сразу же обвинили румынских археологов в подлоге. Дело в том, что культурный слой был задокументирован некорректно, и румынские археологи никогда не обсуждали обстоятельства стратиграфии. Кроме того, сотрудники музея Трансильвании подвергли глиняные таблички термической обработке для лучшей сохранности. К сожалению, это сделало невозможным радиоуглеродное датирование.

Что же представляют из себя эти таинственные таблички? Для начала необходимо сказать, что они довольно маленькие. Самая большая табличка — круглая, диаметром в 6 сантиметров, имеет при этом небольшое отверстие. Две другие таблички имеют прямоугольную форму, одна из них также содержит отверстие. Важно отметить, что на всех трех изделиях пиктограммы расположены с одной стороны. Таблички с отверстиями состоят из нечитаемых абстрактных символов. На прямоугольной табличке изображено какое-то рогатое животное (похоже на представителя мелкого рогатого скота) и что-то растительное, то ли ветвь какого-либо древа, то ли растение.

После этого было принято решение провести радиоуглеродный анализ других находок из Тэртерии. Согласно результатам анализа, возраст найденных предметов составляет 7500 лет (ок. 5500 или 5300 гг. до н. э.). Удивительно, но именно к этому периоду относится начало додинастического периода в Египте и убейдский период в Месопотамии. Таблички из Тэртерии могли оказаться на тысячилетия старше шумерской клинописи. Тем не менее, эти сведения вызывают сомнения из-за стратиграфических данных.

Прежде, чем перейти к толкованию тэртерийских пиктограмм, мне хотелось бы поговорить о культуре Винча. Как оказалось, тэртерийские таблички стали предвестником открытия северобалканской археологической культуры эпохи неолита, которая была распространена на территории современной Сербии, Болгарии, Македонии и Румынии.

-3

Обычно культура датируется 5700–4500 годами до нашей эры. Основу хозяйства культуры Винча составляли земледелие и скотоводство, ныне считается, что они были волопасами. Оказалось, что эта культура была знакома с плавкой меди, то есть её можно отнести к медному веку – эдакий переходный период между каменным веком (неолитом) и бронзовым веком. От этой культуры осталась старейшая шахта в Европе – Рудна-Глава.

-4

Так вот, в культурных слоях Винче были найдены немало керамики с пиктограммами. Лингвисты назвали совокупность этих символов дунайским протописьмом. Помимо тэртерийских табличек в корпус археологических источников дунайского протописьма входят таблички из Градешницы, Диспилио, Рибены, Быта и другие.

Большая часть надписей была найдена на керамической посуде, а остальные — на статуэтках и других предметах. На что похожи эти символы? Подавляющее большинство составляют абстрактные пиктограммы, которые трудно как-либо интерпретировать (свастики, кресты различных видов, завитушки), а также изображения животных и растений. Более 85 процентов надписей состоят из одного символа.

При этом при анализе символов учёные отмечают, что знаки имеют мало общего с ближневосточной письменностью, поэтому можно считать, что пиктограммы культуры Винча и шумерская клинопись возникли независимо. В своей работе исследователь Ш. Уинн описал 210 письменных знаков, которые включают 5 основных элементов и являются вариациями примерно 30 главных символов. Количество знаков свидетельствует о том, что данная письменность является силлабической, то есть такой, в которой каждый символ соответствует отдельному слогу. Это означает, что вместо букв, обозначающих отдельные звуки, используются символы, представляющие собой комбинацию гласного и согласного звука. Харальд Хаарманн, лингвист из Германии, выявил около 50 соответствий между этой системой и письменностями Крита и Кипра.

Тем не менее можно предположить, что протописьменные системы, включающие в себя идеографические символы, возникли ещё в эпоху нижнего палеолита. Идеографические символы — это письменные знаки, которые представляют собой идею или концепцию, а не просто звучание слова или его часть. Они могут обозначать не только то, что нарисовано, но и связанные с этим понятием вещи. Например, изображение диска может означать не только «диск», но и «сохранение» в компьютерных программах. Колос мог обозначать не только пшеницу, но и посевные работы и так далее.

-6

Сначала предполагалось, что пиктограммы — это своего рода подписи гончаров или владельцев. Но оказалось, что некоторые символы повторяются на обширной территории распространения культуры Винча, причём разница во времени между ними составляет сотни лет, а расстояние — сотни километров.

Некоторые древние культуры, такие как шумеры, минойцы и критяне, создавали свою письменность, чтобы упростить бухгалтерский учёт. Археологические данные свидетельствуют о том, что представители культуры Винча активно обменивались своими изделиями с другими культурами,. Поэтому можно предположить, что символы на горшках этой культуры обозначали информацию об их содержимом или стоимости. Вероятно, эти знаки использовались для учёта имущества. Важно отметить, что символы наносили не на стенки горшков, а на их дно. Возможно, это были примитивные числовые обозначения. Пиктограммы не имели большого экономического значения для общества, о чём свидетельствует то, как с ними обходились. Их обнаруживают в захоронениях под жилищами или среди отходов. Поэтому они не несли в себе никакой материальной ценности.

Существует предположение, что символы использовались в ритуальных целях. Если это так, то можно сделать вывод, что их ритуальное значение и культура, которую они представляли, оставались почти неизменными на протяжении веков, лишь немного развиваясь со временем.

Резкое исчезновение дунайского протописьма может свидетельствовать о культурном сдвиге, в результате которого ритуальные знаки утратили своё значение. Ещё одним подтверждением гипотезы о религиозной символике является то, что статуэтки с такими символами часто находят закопанными под домами и жилищами. Возможно, эти символы были подношением домашним богам или просьбой о чём-то важном для человека: свадьбе, здоровье, обещании.

Скорее всего, предметы с дунайскими пиктограммами не были выброшены, а ритуально захоронены. Подобное ритуальное захоронение практиковали германские народы (посвящение вражеского оружия в озере), а захоронение под полом собственных домов тел родственников и культовых предметов было распространено в Чатал-Хююке.

Пост автора HistoryHobby.

Больше комментариев на Пикабу.