Для некоторых из нас думать неохота, напрягает. Мы стараемся избегать этого там, где возможно. Это как для некоторых делать активные физические упражнения.
Вот, например, довольно известная задача. Вы заходите в магазин игрушек и видите там игрушечную машинку и мяч. Вместе они стоят 110 рублей, а машина стоит на 100 рублей дороже, чем мяч. Сколько стоит мяч? (Напишите в комментариях свой ответ)
Что говорят психологи об устройстве нашего мышления?
В нашем мозге работают две системы: быстрая и медленная. Кузнечик и улитка))) (есть поучительная сказка у Дональда Биссета для детей и не только)
Кузнечик постоянно обрабатывает огромное количество информации, поступающей через наши органы чувств. Он выделяет важные фрагменты и отбрасывает остальное, а это бОльшая часть информации. И он работает автоматически. Например, когда вы замечаете текст, он читает его еще до того, как вы успеваете решить, хотите ли вы читать или нет.
И самое главное, именно быстрая система определяет над чем будет думать осознанная медленная система, та, с которой мы себя отождествляем.
Улитка, медленная система, способна следовать инструкции, считать 138+656, выявлять и исправлять ошибки, создавать новые идеи.
Как системы связаны с памятью
Автоматические реакции, кузнечик, работают на базе долговременной памяти, опыта, накопленного за всю жизнь.
Улитка же существует исключительно в рабочей памяти. Поэтому она способна удерживать в голове только 5-7, а в последнее время, говорят 4-5 новых вещей одновременно. Это не касается уже знакомой нам информации.
Вспомните, кто учился водить автомобиль, как в первые дни на дороге в голове был хаос и неразбериха. Несмотря на предварительные тренировки на полигоне. Здесь кузнечик передал бразды правления улитке, а для управления машиной нужно гораздо больше элементов держать в голове, чем 5.
Зато потом мы умудряемся вести машину, отправлять смс, есть пирожок и разговаривать с пассажиром одновременно. Но здесь уже рулит кузнечик.
Мышление и обучение
Таким образом, обучение — это процесс создания все новых элементов путем хранения и дальнейшего объединения информации в долговременной памяти. По сути, это передача задач от улитки к кузнечику.
Но для того, чтобы это произошло, улитка сначала должна активно и многократно взаимодействовать с информацией. И прилагать усилия.
БОльшая часть нашей повседневной жизни для медленной системы – это бездельничанье, а большинство задач автоматически выполняются быстрой системой.
Понимание того, что такое быстрая и медленная системы, также объясняет ошибки в задаче про машинку и мяч. Именно кузнечик первым воспринял ключевую информацию, а улитка одобрила ответ, не проверив его, потому что он прозвучал вроде как разумно.
Улитка – ленива, а точнее мозг экономит энергию.
Как можно заставить медленную систему чаще включаться?
Исследователи нашли, по крайней мере, один способ.
Когда они раздавали студентам колледжа задачу похожую, на машинку с мячом, написанную четким текстом, 85% из них ошиблись. Но когда они напечатали задачу трудно читаемым шрифтом с плохой контрастностью, частота ошибок снизилась до 35%.
Объяснение этому простое. Поскольку кузнечик не может быстро перейти к ответу из-за трудной читабельности, он передает задание улитке, которая прилагает необходимые умственные усилия, чтобы найти правильный ответ.
Когда вас что-то сбивает с толку, медленная система работает усерднее. А когда она работает усерднее, у вас больше шансов найти правильный ответ и запомнить его.
Обратите внимание на рекламу. Несколько лет назад ее задача была показать, что делает продукт, как он работает. Обычно цель состояла в том, чтобы сделать сообщение как можно более понятным, чтобы улитке не пришлось особо напрягаться.
Но если вы посмотрите на рекламу сегодня, то увидите, что она стала более мудреной. И нужно постараться, чтобы понять, о чем ролик или баннер. Это защита от кузнечика, который быстро фильтрует то, что просто. И… тут же забывает.
Секрет для повышения результатов обучения
Когда преподносится слишком много новой информации - это превышает возможности улитки. Она отключается и знания уходят мимо. Поэтому эффективное обучение возможно там, где информация подается маленькими дозами. Улитка, в свою очередь, осваивает ее на упражнениях, в практическом использовании и отдает уже кузнечику.
Понимание этого процесса облегчает те усилия, которые требуются нам для мышления. Лучше машину водит тот, кто хоть немного разбирается в ее устройстве.
Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365
Ирина Р.