Найти в Дзене
Мышление 365

Ваше мышление может больше

Оглавление

Для некоторых из нас думать неохота, напрягает. Мы стараемся избегать этого там, где возможно. Это как для некоторых делать активные физические упражнения.

Вот, например, довольно известная задача. Вы заходите в магазин игрушек и видите там игрушечную машинку и мяч. Вместе они стоят 110 рублей, а машина стоит на 100 рублей дороже, чем мяч. Сколько стоит мяч? (Напишите в комментариях свой ответ)

Что говорят психологи об устройстве нашего мышления?

В нашем мозге работают две системы: быстрая и медленная. Кузнечик и улитка))) (есть поучительная сказка у Дональда Биссета для детей и не только)

Кузнечик постоянно обрабатывает огромное количество информации, поступающей через наши органы чувств. Он выделяет важные фрагменты и отбрасывает остальное, а это бОльшая часть информации. И он работает автоматически. Например, когда вы замечаете текст, он читает его еще до того, как вы успеваете решить, хотите ли вы читать или нет.

И самое главное, именно быстрая система определяет над чем будет думать осознанная медленная система, та, с которой мы себя отождествляем.

Улитка, медленная система, способна следовать инструкции, считать 138+656, выявлять и исправлять ошибки, создавать новые идеи.

Как системы связаны с памятью

Автоматические реакции, кузнечик, работают на базе долговременной памяти, опыта, накопленного за всю жизнь.

Улитка же существует исключительно в рабочей памяти. Поэтому она способна удерживать в голове только 5-7, а в последнее время, говорят 4-5 новых вещей одновременно. Это не касается уже знакомой нам информации.

Вспомните, кто учился водить автомобиль, как в первые дни на дороге в голове был хаос и неразбериха. Несмотря на предварительные тренировки на полигоне. Здесь кузнечик передал бразды правления улитке, а для управления машиной нужно гораздо больше элементов держать в голове, чем 5.

Зато потом мы умудряемся вести машину, отправлять смс, есть пирожок и разговаривать с пассажиром одновременно. Но здесь уже рулит кузнечик.

Мышление и обучение

Таким образом, обучение — это процесс создания все новых элементов путем хранения и дальнейшего объединения информации в долговременной памяти. По сути, это передача задач от улитки к кузнечику.

Но для того, чтобы это произошло, улитка сначала должна активно и многократно взаимодействовать с информацией. И прилагать усилия.

БОльшая часть нашей повседневной жизни для медленной системы – это бездельничанье, а большинство задач автоматически выполняются быстрой системой.

Понимание того, что такое быстрая и медленная системы, также объясняет ошибки в задаче про машинку и мяч. Именно кузнечик первым воспринял ключевую информацию, а улитка одобрила ответ, не проверив его, потому что он прозвучал вроде как разумно.

Улитка – ленива, а точнее мозг экономит энергию.

Как можно заставить медленную систему чаще включаться?

Исследователи нашли, по крайней мере, один способ.

Когда они раздавали студентам колледжа задачу похожую, на машинку с мячом, написанную четким текстом, 85% из них ошиблись. Но когда они напечатали задачу трудно читаемым шрифтом с плохой контрастностью, частота ошибок снизилась до 35%.

Объяснение этому простое. Поскольку кузнечик не может быстро перейти к ответу из-за трудной читабельности, он передает задание улитке, которая прилагает необходимые умственные усилия, чтобы найти правильный ответ.

Когда вас что-то сбивает с толку, медленная система работает усерднее. А когда она работает усерднее, у вас больше шансов найти правильный ответ и запомнить его.

Обратите внимание на рекламу. Несколько лет назад ее задача была показать, что делает продукт, как он работает. Обычно цель состояла в том, чтобы сделать сообщение как можно более понятным, чтобы улитке не пришлось особо напрягаться.

Но если вы посмотрите на рекламу сегодня, то увидите, что она стала более мудреной. И нужно постараться, чтобы понять, о чем ролик или баннер. Это защита от кузнечика, который быстро фильтрует то, что просто. И… тут же забывает.

Секрет для повышения результатов обучения

Когда преподносится слишком много новой информации - это превышает возможности улитки. Она отключается и знания уходят мимо. Поэтому эффективное обучение возможно там, где информация подается маленькими дозами. Улитка, в свою очередь, осваивает ее на упражнениях, в практическом использовании и отдает уже кузнечику.

Понимание этого процесса облегчает те усилия, которые требуются нам для мышления. Лучше машину водит тот, кто хоть немного разбирается в ее устройстве.

Приглашаю вас на мой ТГ-канал. В нем мы практикуем приемы и методы мышления для разных целей https://t.me/mishlenie_365

Ирина Р.