Найти тему

Без сидячих мест и декораций: каким был театр времен Шекспира?

Оглавление

23 апреля во всем мире отмечается день Шекспира – человека, который оказал огромное влияние на формирование современного театра. Но каким был театр при нем самом? Был ли он похож на современный (спойлер – совсем нет) и, если отличался, то чем именно? Сейчас расскажем…

-2

История английского театра начинается довольно поздно. В то время как в Италии переживает расцвет знаменитая комедия масок, а в придворных театрах Франции блистает известный актер и автор пьес Александр Арди, в Англии театр все еще находится на уровне базарных балаганов, а актеры в социальной иерархии стоят на одном уровне с бродягами и попрошайками.

До середины XVI века в Лондоне не существовало специальных зданий для театра; спектакли давались под открытым небом или в трактирах и на постоялых дворах. Но со временем популярность театрального жанра росла, каждое представление привлекало все больше и больше зрителей, которым в гостиницах и трактирах было тесно, да и сами владельцы заведений начали роптать. Тогда-то в Лондоне и появляется первый театр – «Театр».

Рисунок с изображением "Театра"
Рисунок с изображением "Театра"

Его открывает Джеймс Бёрбедж в 1576 году. Конкурентов у «Театра» тогда еще не было, так что название было вполне подходящим. Изначально Бёрбиджи заключили договор аренды на 21 год, но в 1598 году владелец земли, на которой располагался «Театр», решил повысить арендную плату. Рассудив, что цена стала слишком высокой, а владельцам принадлежит не земля, а сам театр, они просто разобрали его балка за балкой и перенесли на другое место – так появился знаменитый «Глобус».

Находился он на южном берегу Темзы, за чертой тогдашнего Лондона – месте с плохой репутацией, известном своими трущобами, борделями и логовами разбойников. Соседство так себе, но единственно возможное для театра того времени. Организован «Глобус» был на паях: две доли по 25% принадлежали Ричарду и Кутберду Бёрбиджам – сыновьям того самого создателя «Театра», оставшиеся четыре доли по 12,5% - актерам, среди которых был и Уильям Шекспир.

Как выглядел «Глобус»?

Попытки воссоздать тот самый театр Шекспира предпринимались несколько раз, но все неудачно. Оригинальный «Глобус» был полностью разрушен по время пожара 1613-ого года, который произошел прямо во время спектакля. Его отстроили, но ненадолго – в 1642-ом году, вскоре после прихода к власти пуритан театры объявляются вне закона и «Глобус» сносят, чтобы построить на его месте дома. Долгое время местонахождение исторического театра остается неизвестным, пока в 1989-ом году в результате ремонтных работ не были обнаружены остатки основания того самого «Глобуса». Итак, что представлял из себя шекспировский театр?

Инфографика того, как выглядел "Глобус" во времена Шекспира
Инфографика того, как выглядел "Глобус" во времена Шекспира

Это был трехъярусный театр с открытой сценой, сооруженный полностью из дерева. По форме он напоминал круг или восьмиугольник и мог вмещать до трех тысяч зрителей. Сцена примерно 13 метров в длину была приподнята от земли на полтора метра. Сверху над сценой был балкон с небольшой крышей. Таким образом визуально сцена делилась на три части: небеса – балкон и крыша, расписанная звездами и облаками; наш грешный мир – собственно сцена; и ад – тот самый подпол, куда попадали грешники или откуда они появлялись для участия в сценах.

Что ж, вроде все пока похоже на современные театры, но в любой картине всегда важнее не то, что есть, а то, чего нет.

Итак, чего же не было в шекспировском театре в отличие от театра современного?..

-5

1. Крыши.

Все представления давались в дневное время при естественном освещении, поэтому сцена и площадка перед ней находились буквально под открытым небом. И любая непогода – дождь, снег или ветер – сильно влияла на количество зрителей и способность актеров играть.

2. Сидячих мест в партере.

-6

Партер тогдашнего театра вообще полностью соответствовал своему названию: «par terre» — на земле. Сейчас места в партере, поближе к сцене считаются самыми престижными и дорогими, а тогда такие места занимала лишь беднота, купившая билет за пару пенни. Места эти были стоячими. Для публики почище под навесами стояли лавки и стулья.

3. Антрактов в театре времен Шекспира тоже не было.

-7

Пьесы шли без перерывов, а значит никакого времени на сходить в буфет или туалет не было. Проблему решали прямо там же – специальные люди ходили с особой емкостью и предлагали всем желающим облегчиться. Впрочем, тогдашние моральные нормы это разрешали. Там же, среди стоящей толпы протискивались и продавцы пирожков, орешков, пива и прочей снеди. Нередки были в таких скоплениях и воры.

4. Тишины во время спектакля.

Помимо ходящих по рядам торговцев и туалетчиков, шум создавали и сами зрители. Простые, неизбалованные зрелищами люди верили, что все происходящее на сцене происходит на самом деле и выкрикивали оскорбления в адрес злодеев и хвалу понравившимся героям, громко обсуждали сюжет и персонажей.

5. Кулис и декораций.

-8

В театре времен Шекспира царила условность. На сцене не было кулис или занавеса, который позволял бы незаметно сменить актеров или декорации на сцене. Впрочем, не было и самих декораций. Максимум – титлы – таблички с указанием места или города, где находятся герои. Все остальное проговаривалось словами, а для создания нужного эффекта, например, чтобы показать, что дело происходит ночью (в то время как на улице светило солнце – крыши-то не было), актеры брали в руки фонари и факелы, здоровались, желая доброй ночи.

В пьесах Шекспира герои часто умирают. Но что делать с «трупом», если нет занавеса? Как убрать его со сцены? Не рушить же все волшебство театра разгуливающими по сцене мертвецами. Так в репликах героев Шекспира появляются столь частые просьбы и приказы унести мертвых и раненых. Это нужно не только, чтобы показать характер героя, но и для вполне утилитарных причин – расчистить сцену.

6. Не было в театре времен Шекспира и актрис.

-9

Религиозные устои того времени не позволяли женщине играть в театре, поэтому все женские роли исполняли мужчины. Да-да, даже Джульетту и Дездемону играли мужчины.

-10

Это был лишь небольшой список того, что отличает современный театр от театра, в котором жил и работал Шекспир. Как видим, в основном эти отличия касаются организационной части – того, как устроен зал, как располагается публика и в каких условиях проходит само представление. Здесь мы специально не стали касаться отличий в работе актеров и других работников театра тогда и сейчас. Однако это тоже большая и очень интересная история.

Как насчет того, чтобы рассказать ее вам в следующей статье, ровно через неделю?) Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

А пока можете почитать о том, а существовал ли Шекспир на самом деле: