История создания ВАЗ-2101, который впоследствии стал известен как «Жигули», берёт своё начало с подписания генерального соглашения между итальянской компанией Fiat и Внешторгом СССР 16 августа 1966 года. В рамках этого соглашения планировалось построить автомобильный завод на территории Советского Союза и разработать две модели автомобилей: ВАЗ-2101 с кузовом седан и ВАЗ-2102 с кузовом универсал. Прототипом для ВАЗ-2101 стал Fiat 124, который в 1967 году был удостоен награды «Европейский автомобиль года».
Летом 1966 года советские специалисты ознакомились с Fiat 124, и в процессе испытаний на Дмитровском автополигоне были выявлены проблемы с долговечностью кузова и задних дисковых тормозов. Также были высказаны замечания относительно нижневального двигателя и дорожного просвета. Эти комментарии были учтены итальянскими конструкторами.
В результате ВАЗ-2101 существенно отличался от своего прототипа: были модифицированы тормоза (задние стали барабанными), подвеска (передняя была усилена, а задняя заменена на более современную), карданная передача (внедрён открытый вал с промежуточной опорой), сцепление и конструкция синхронизаторов КПП.
Производство ВАЗ-2101 стартовало 19 апреля 1970 года, и к концу года было выпущено 21 530 автомобилей. Пик производства пришёлся на 1973 год, когда было произведено 379 007 экземпляров. Для производства комплектующих для ВАЗ-2101 потребовалось освоение новых технологических стандартов в СССР, включая марки сталей, пластмассы, смазочные материалы и резину.
ВАЗ-2101 стал основой для целого семейства автомобилей, известного как «классика».
Технические характеристики
- Длина / ширина / высота / колесная база, мм - 4043 / 1611 / 1440 / 2424
- Снаряженная / полная масса, кг - 955 / 132
- Объем багажника, л - 325
- Максимальная скорость, км/ч - 140
- Разгон 0-100 км/ч, с - 22
- Двигатель - бензиновый, P4, 8 клапанов, 1198 см³; 47 кВт/64 л.с. при 5600 об/мин; 89 Н·м при 3400 об/мин
- Топливо / запас, л - АИ-92 / 39
- Трансмиссия - задний привод, М4
Модификации
На протяжении всего времени существования «копейка» претерпевала изменения: модернизировались кузов, расположение светоотражателей, салон и двигатели.
- С 1970 по 1983 год выпускался ВАЗ-2101 «Жигули» с двигателем объёмом 1,2 литра и мощностью 64 лошадиных силы.
- С 1974 по 1983 год производился ВАЗ-21011 «Жигули-1300/Lada-1300» с двигателем объёмом 1,3 литра и мощностью 69 лошадиных сил.
- С 1977 по 1988 год выпускался ВАЗ-21013 «Жигули-1200s/Lada-1200s» с двигателем мощностью 64 лошадиных силы и рабочим объёмом 1,2 литра.
- С 1974 по 1982 год выпускались праворульные версии ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 для экспорта в страны с левосторонним движением.
Также были выпущены следующие мелкосерийные модификации:
- ВАЗ-21015 «Карат» — модификация для спецслужб с двигателем ВАЗ-2106, дополнительным бензобаком, пружинами задней подвески от ВАЗ-2102 и точками для установки спецоборудования.
- ВАЗ-21018 — с роторным односекционным двигателем ВАЗ-311 мощностью 70 лошадиных сил.
- ВАЗ-21019 — с роторным двухсекционным двигателем ВАЗ-411 мощностью 120 лошадиных сил.
- ВАЗ-2101 — с кузовом пикап, грузоподъёмностью 250–300 килограммов.
- К специальным версиям относится ВАЗ-2101-94 — ВАЗ-2101 с двигателем объёмом 1,5 литра от ВАЗ-2103, предназначенный для спецслужб.
- Ещё одна специальная версия — ВАЗ-21016, кузов ВАЗ-2101 с двигателем ВАЗ-21011 объёмом 1,3 литра.
Экспорт
В страны социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию — экспортировали более 57 тысяч автомобилей Lada 1200. Советские машины также ездили по дорогам ФРГ, Великобритании, Франции, Австрии, Финляндии, Швейцарии, Египта, Нигерии и Швеции.
ВАЗ-2101 положил начало целому семейству автомобилей, которое получило название «классика». На Кубе почти на полупромышленной основе производят «лимузины» ВАЗ-2101, которые используют как маршрутные такси.
Фотогалерея
Чтобы быть в курсе новых публикации о других значимых автомобилях, не забудьте подписаться на канал.