Найти тему

Что такое навязывание услуг и как этого избежать

Оглавление

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда нам предлагают ненужные услуги. Это может происходить в различных сферах, например, в страховании или кредитовании. При этом, нам не просто предлагают дополнительную опцию, а ставят условия, при которых мы не можем получить основную услугу без дополнительной.

Также часто навязывают ненужные блага сотовые операторы. Клиенты узнают о подключенной услуге, как правило, когда обнаруживают повышенные счета за пользование связью. Каждый из нас сталкивался с рекламой по телефону, но не все знают, что на все эти методы воздействия на клиента есть законные способы борьбы. В этой статье мы разберемся, что такое навязанные услуги и как с ними справиться.

Нормативная база

Навязывание услуг клиентам является незаконным маркетинговым ходом со стороны организаций, которые их предоставляют. Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» защищает интересы граждан в этом вопросе. Основные положения закона сводятся к следующему:

- Продавец не имеет права обуславливать покупку
необходимого товара или услуги приобретением другого товара или ненужного вида сервиса.
- Торговая организация не вправе включать в договор с клиентом условия, которые ущемляют его права.
- Организация, предоставляющая услуги, не имеет права предоставлять сопутствующие услуги без согласия клиента. В противном случае, клиент имеет право отказаться от оплаты этих услуг.
- Если в результате действия навязанного договора клиент вынужден понести материальные затраты, поставщик услуг обязан их возместить в полном объеме.

Защищает права клиентов также статья 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пункт №2 этой статьи запрещает прописывать в письменном соглашении условия, которые ущемляют права потребителей.

Статья 426 ГК РФ говорит о том, что коммерческая организация не имеет права отказать клиенту в заключении публичного договора без веских причин.

Что касается навязчивой рекламы по телефону, то ее распространение регулируется отдельным нормативно-правовым актом – Федеральным законом N 38-ФЗ «О рекламе». Статья 18 этого закона предусматривает распространение маркетинговых предложений по телефону только с согласия абонента.

Когда услуга считается навязанной потребителю

Продавцы заинтересованы в том, чтобы продать как можно больше своих товаров или услуг. Для этого они используют различные методы. Не всегда клиенты хорошо разбираются в вопросах, связанных с покупкой необходимого товара или услуги. Продавец, руководствуясь психологическими приемами и различными маркетинговыми инструментами, старается продать залежавшийся товар или непопулярную услугу. Он может заставить потребителя подписать договор, который может быть не в его интересах.

Отличить навязанные услуги от акций несложно. Приходя в магазин, где проходит программа скидок,
можно увидеть предложение "2 по цене 1". Это означает, что сейчас есть возможность приобрести два товара, но заплатить только за один. При этом эти вещи можно купить по отдельности, но по текущей цене, без учета скидки. Если продавец предлагает купить конкретный товар только в комплекте с другим (хотя он представлен поштучно), это будет считаться навязанной услугой.

Права потребителя

Потребитель должен знать, что навязывание дополнительных услуг или товаров является незаконным, и важно защищать свои права при получении предлагаемых материальных благ.

Покупателю предоставлены следующие права:

- свобода выбора товаров или услуг;
- отсутствие давления со стороны продавца;
- невозможность навязывания дополнительных товаров или услуг;
- право на возмещение расходов, понесенных в результате покупки.

Потребитель имеет право на получение полной информации о товаре или услуге. Это закреплено в законе "О защите прав потребителей", и продавец не имеет права отказать в предоставлении всех интересующих данных. Чтобы избежать неприятных ситуаций и дальнейшего навязывания услуг, рекомендуется внимательно читать договор перед его подписанием.

Если продавец активно предлагает дополнительные услуги, несмотря на нежелание клиента пользоваться ими, можно сослаться на закон "О защите прав потребителей". В большинстве случаев этого бывает достаточно. Если продавец настаивает на своем и отказывает потребителю в основной услуге, стоит обратиться в вышестоящие инстанции.

Какие услуги считаются навязанными

Современная российская и международная экономика в настоящее время функционируют на основе экономической свободы человеческого выбора. Этот выбор предполагает, что каждый человек имеет право свободно выбирать качественные услуги и товары, которые удовлетворяют одну или несколько его потребностей и нужд, в зависимости от стоимости товаров и доходов клиента.

Навязывание услуг или товаров существенно ограничивает права потребителей. Навязывание может проявляться в различных формах:

- Предоставление каких-либо преимуществ для клиентов, которые согласились на навязывание услуг или товаров, и отсутствие таких преимуществ для тех клиентов, которые отказались. Если продавец делает это, он нарушает нормы и законы Гражданского кодекса.
- Лишение покупателей, которые отказались от навязывания, некоторых благ.
- Отказ продавать товар без дополнительного товара, который не нужен покупателю.
- Требование всего последующего обслуживания или требование приобрести комплектующие запчасти к основному товару только у определенных организаций-партнеров.
- Навязывание не одного, а целого комплекта разных товаров и услуг, которые по итогу никак друг с другом не связаны и не зависят друг от друга.
- Навязывание целого комплекта дополнительных услуг или товаров, которые можно было бы заказать или приобрести отдельно от основной услуги или товара (например, ситуация, когда страховая компания или страховщик принимает документы только с обязательным оказанием со своей стороны услуг технического характера по распечатке и заполнению этих документов).
- Продажа товаров оптом без обложения соответствующими налогами.
- Продажа товаров оптом без их оформления согласно нормам действующего законодательства.


Если потребитель в процессе общения с организацией или магазином столкнулся с какой-либо формой навязывания услуг или товаров, перечисленных выше, ему необходимо обратиться за помощью к юристу или в компетентные правоохранительные органы для решения вопроса и привлечения виновных к ответственности.

Что нужно делать при навязывании услуг и товаров

Чтобы не стать жертвой навязывания услуг и товаров, необходимо:

Внимательно изучить условия, прописанные в договоре. Обратить особое внимание на неизвестные или непонятные пункты и потребовать их уточнения.

Если предлагаются дополнительные услуги или товары, узнать, есть ли возможность отказаться от них до или после подписания договора.

Если не удалось договориться в компании, предоставляющей услуги, написать письменную претензию директору с описанием ситуации.

В случае разногласий обратиться к руководителю организации или юристу. Также можно обратиться в правоохранительные или государственные органы, компетентные в решении таких ситуаций. В качестве доказательств могут быть использованы документы, аудио- и видеозаписи, а также сам договор.

Примеры принуждения к приобретению дополнительных услуг

Существует множество вариантов, когда можно столкнуться с недобросовестностью исполнителя. Наиболее распространенными являются случаи, когда в медицинской сфере навязывают платные и необязательные услуги. Это может включать прохождение ненужных обследований, сдачу анализов или покупку медикаментов, которые на самом деле не являются необходимыми для получения консультации.

Конечно, если исследования назначаются с целью более детального изучения проблемы и предоставления компетентного ответа, то речь не идет о навязанной услуге.

Также часто можно столкнуться с недобросовестными действиями со стороны похоронных агентств, которые пытаются навязать ненужные услуги, пользуясь растерянностью другой стороны.

  • Навязывание услуг по телефону

В последнее время телефонный спам стал довольно распространенным явлением. Назойливые звонки или сообщения приходят в самый неподходящий момент, и, как правило, абонент не давал согласия на получение рекламы таким образом.

Часто просьбы прекратить звонки не приводят к результату, и телефонный спам повторяется снова и снова.

Иногда потребитель сам дает согласие на рассылку рекламных сообщений, например, при заполнении анкеты в магазине. Чтобы отказаться от навязанной услуги, потребителю необходимо связаться с продавцом и попросить прекратить рассылку.

Для борьбы с назойливыми звонками и сообщениями
можно сослаться на статью 18 закона №38-ФЗ "О рекламе", которая запрещает распространять рекламу посредством телефонной связи без согласия абонента. Если абонент обратился к рекламодателю с просьбой прекратить звонки, последний обязан выполнить это требование.

Если вы столкнулись с назойливыми рекламодателями, вам следует обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.

  • Навязывание услуг при получении кредита

В сфере кредитования часто возникают ситуации, когда банки навязывают клиентам дополнительные услуги. Например, при оформлении кредита или рассрочки, банк может предложить клиенту воспользоваться платной страховкой. Если человек отказывается от страховки, банк может отказать ему в выдаче кредита.

Услуга считается навязанной, если договор займа связан с приобретением дополнительной страховки. Однако, если банк рассматривает приобретение пакета защиты от различных обстоятельств как отдельную услугу, такая ситуация будет законной.

Критерии договора кредитования с невыгодными условиями для клиента:

- Пакет страхования любого вида рассматривается как обязательное дополнение к кредиту.
- В договоре нет пункта, позволяющего клиенту отказаться от дополнительной услуги.
- В договоре нет места для подписи, дающей согласие на страхование.
- Невозможно изменить данные в договоре.
- По условиям договора, клиент не может выбрать страховую компанию.
- Не указан способ оплаты дополнительной услуги.
- В договоре говорится, что при покупке страховки кредит предоставляется на более выгодных условиях.


С точки зрения закона, страхование необходимо только при кредите, где требуется заложить имущество.

Если кредитный договор с включенной стоимостью страховки был подписан, его можно расторгнуть и вернуть стоимость навязанной услуги.

  • Навязывание услуг при покупке полиса ОСАГО

При страховании автомобиля по полису ОСАГО, автовладельцы иногда сталкиваются с навязыванием дополнительных страховок. Это может быть страхование жизни или жилья, которые не всегда нужны клиенту. Если автовладелец отказывается от дополнительного пакета страхования, страховщик может отказать в оформлении ОСАГО, объясняя это различными причинами, такими как отсутствие бланков или другие обстоятельства.

Однако, автовладельцу
важно знать свои права. Страхование ОСАГО является публичным договором, и согласно статье 426 Гражданского кодекса РФ, организация, предоставляющая услуги, не имеет права отказать в его заключении, если нет на то оснований. Статья 15.34.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность страховой компании в виде штрафа от 100 до 300 тысяч рублей за неправомерный отказ в заключении страхового договора или включение в ОСАГО дополнительных услуг.

Страхование жизни, квартиры и любой другой полис – это разные услуги, которые должны предоставляться отдельно от ОСАГО. Автовладелец имеет право отказаться от покупки дополнительного полиса при оформлении ОСАГО, и страховщик не имеет права отказать в предоставлении этой услуги (статья 16 закона "О защите прав потребителей").

Статья 445 Гражданского кодекса РФ обязывает страховщиков в месячный срок заключить договор с автовладельцем, если у заявителя есть все необходимые документы для оформления полиса. В пункте 14 правил ОСАГО также прописано, что страховая компания не имеет права отказать в заключении договора.

  • Навязывание услуг оператором связи

Часто абоненты сотовой связи даже не подозревают, что оператор может включить дополнительные опции в их тарифный план. Об этом становится известно только тогда, когда сумма телефонных счетов превышает привычную. Подключение дополнительных опций без согласия абонента и навязывание ему услуг является противозаконным.

В Постановлении Правительства РФ № 328 от 25.05.2005 (пункт 21) четко указано, что оператор мобильной связи не имеет права навязывать дополнительные платные опции.

Ссылаясь на данный нормативно-правовой акт и закон "О защите прав потребителей", абонент может написать заявление о правонарушении в головной офис оператора. Если это не даст результата, следует обратиться в Роскомнадзор и другие вышестоящие органы.

  • Навязывание платных работ в сфере ЖКХ

Чтобы установить факт навязывания услуг ЖКХ, необходимо провести анализ договора на управление многоквартирным домом, который был заключен с потребителем. Также следует обратить внимание на квитанции по оплате коммунальных услуг, чтобы определить объем проводимых работ, наличие дополнительных пунктов и возможные нарушения прав собственников.

Иногда управляющие компании включают в счет платные услуги, объясняя это необходимостью их предоставления и невозможностью отказа. Однако, согласно статье 162 Жилищного кодекса РФ, перечень всех коммунальных услуг, ремонтных работ и порядок их изменения должен быть прописан в договоре на управление домом.

Стандартный список работ установлен Постановлением Правительства России №290 от 03.04.2013 года. Дополнительные услуги вносятся в договор, который подписывается компанией и собственниками жилья.

Возможные нарушения в этой сфере могут включать:
- добавление в оплату услуг, которые не входят в перечень договора;
- взимание платы за работы, которые уже включены в другой пункт;
- компенсацию расходов организации за счет потребителя, например, банковские или почтовые комиссии, затраты на ввод в эксплуатацию оборудования.


Если факт навязывания услуги будет установлен, потребитель имеет право обратиться в управляющую компанию с письменным заявлением об отказе от услуги и требованием вернуть уплаченные средства. В противном случае, вопрос может быть решен в судебном порядке после подачи собственником соответствующего иска.

  • Медицинские услуги

Обращаясь в медицинское учреждение по ОМС, то есть по полису обязательного медицинского страхования, некоторые пациенты могут столкнуться с тем, что им предлагают платные услуги. В системе ОМС предусмотрено только лечение с использованием российских медикаментов, поэтому использование зарубежных препаратов всегда является платной услугой.

Однако, чтобы избежать недоразумений, такая услуга должна быть оформлена правильно: пациент должен письменно отказаться от лечения российскими препаратами и подписать полноценный договор на оказание платных медицинских услуг.

Ответственность при навязывании услуг потребителям

В соответствии с законодательством Российской Федерации, поставщик услуг может быть привлечен к административной ответственности за навязывание своих услуг потребителю, что может привести к дополнительным расходам для последнего.

Санкции, которые могут быть применены к лицам, нарушающим статью 16 Федерального закона "О защите прав потребителей" и пункт 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включают в себя:

- Штраф в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей для юридических лиц (пункт 2 статьи 14.8 № 195-ФЗ).
- Штраф от 1 тысячи до 2 тысяч рублей для должностных лиц.
- Возмещение в полном объеме убытков потребителя, связанных с договором, в котором содержатся условия, идущие вразрез с интересами последнего (пункт 1 статьи 16 Федерального закона "О защите прав потребителей").
- Согласно статье 13 Федерального закона "О защите прав потребителей", продавец должен заплатить штраф в размере половины от суммы, указанной в удовлетворенном иске потребителя.

Пострадавшая сторона также имеет право требовать моральную компенсацию в соответствии со статьей 15 Закона "О защите прав потребителей".

Для подтверждения факта навязывания дополнительного сервиса, необходимо собрать доказательную базу. Если потребитель может доказать факт злоупотребления, он может обратиться в следующие инстанции для дальнейшего разбирательства:

- Роспотребнадзор.
- Прокуратура.
- Федеральная антимонопольная служба.
- Российский союз автостраховщиков (в случае отказа в договоре ОСАГО).
- Центробанк РФ (если закон нарушают банки).
- Роскомнадзор (правонарушения сотовых операторов).
- Суд.

  • Чем грозит навязывание потребителю дополнительных услуг

Главный законодательный акт, который защищает покупателей от навязывания дополнительных услуг, – это статья 16 Трудового кодекса РФ. Также стоит ознакомиться с последней редакцией закона о защите прав потребителей за 2017 год, в которой четко указано, что консультант не имеет права нарушать личное пространство потребителя и навязывать свое мнение о покупке товара.

Закон о защите прав потребителей определяет, что каждый покупатель имеет право на свободный выбор. Информация, предоставляемая продавцом, не должна переходить в принуждение к покупке товара. Каждый гражданин должен нести ответственность за свой выбор.

Если консультант отказывается продать товар без дополнительного товара, покупатель может обратиться в суд. В случае навязывания дополнительных услуг, покупатель может заполнить образец искового заявления и подать его в суд. Суд может назначить штраф для специалиста магазина.

При желании покупателя
можно написать заявление в суд и получить возмещение ущерба за товар, который был куплен из-за навязывания. Обязательный потребительский договор, который заключается между исполнителем и покупателем, в случае нарушения может быть расторгнут.

Есть четкая грань между хорошим консультантом и нарушителем: согласно Закону о защите прав потребителей, навязывание дополнительных услуг запрещено. В случае нарушения этого правила, продавцу грозит административная ответственность.

  • Штраф за навязывание потребителю дополнительных услуг

Чтобы продать товар, некоторые продавцы могут использовать хитрую тактику, которая заключается в том, чтобы прямо или косвенно заставить потребителя купить дополнительный предмет. Особенно это касается тех случаев, когда:

- Покупатель имеет мягкий характер и не может отказать при навязывании услуги;
- Потребитель не знает, как комплектуется товар, и продавцы могут предложить ему непопулярный, некачественный и залежавшийся предмет, который не относится к приобретенной вещи.

Если гражданин чувствует давление со стороны консультанта, он может обратиться в суд, в общественную организацию или в местное учреждение органов власти. Благодаря защите прав граждан, исполнителю может грозить штраф за оказание давления на потребителя, согласно статье 16 ТК РФ. Если навязываются дополнительные услуги:

- Штраф в размере 20-50 тысяч рублей
может быть наложен на должностных лиц;
- Административная ответственность за давление может предусматривать штраф от 100 до 300 тысяч рублей для юридических лиц;
- Если специалисты организации по обязательному страхованию, брокеры, юристы или страховые агенты отказываются заключать договор без дополнительных функций, им может грозить штраф в размере от 20 до 300 тысяч рублей.

Опираясь на статьи Кодекса об административных нарушениях РФ и Закон о защите прав граждан, каждый специалист, который пытается в принудительном порядке оформить договорные отношения с клиентом и навязать ему дополнительный предмет, может столкнуться с юридической ответственностью.

Способы восстановления нарушенных прав

Если вы стали получателем навязанных услуг, то первое, что вам нужно сделать, – это обратиться в организацию, которая их предоставила, с предложением добровольно расторгнуть договор и вернуть уплаченные средства. Дело в том, что при обращении в суд вас обязательно спросят, пытались ли вы решить вопрос мирным путем.

Согласно статье 32 Закона о защите прав потребителей, потребитель
имеет право отказаться от получения работы или услуги в любой момент, если он оплатил расходы, которые понес исполнитель.

С 1 января 2018 года вступило в силу изменение, внесенное Указанием ЦБ № 4500-У от 21.08.2017. В соответствии с новыми правилами, расторгнуть договор добровольного страхования можно в течение 14 дней, если в этот период не наступил страховой случай и общий срок соглашения превышает 1 месяц. Обращаем ваше внимание, что речь идет только о добровольном страховании. ОСАГО является обязательной страховкой.

  • Роспотребнадзор

Если вы стали получателем каких-либо услуг, на которые не давали своего согласия и не желали их приобретать, то для защиты своих прав следует обратиться в Роспотребнадзор. Этот орган осуществляет надзор за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в деятельности фирм, организаций и индивидуальных предпринимателей.

Подать жалобу в Роспотребнадзор можно несколькими способами. Во-первых, можно лично посетить орган власти и принести заявление с собой, предварительно уточнив график и часы приема на официальном сайте федеральной службы. Также можно предварительно записаться на прием.

Если у вас нет возможности самостоятельно посетить учреждение, существуют дистанционные способы подачи жалобы. В каждом субъекте РФ действуют "горячие линии", на которые можно сообщить о факте нарушения закона или о навязывании услуг.

Роспотребнадзор
обязательно ответит на письма, полученные традиционным образом, а также на обращения, отправленные через раздел "Интернет – обращение" на портале Роспотребнадзора.

К заявлению в Роспотребнадзор
применяются общие требования для обращений граждан в органы власти, описанные в Федеральном законе № 59 от 02.06.2006. В заявлении должны быть указаны данные и координаты заявителя, чтобы сотрудники надзорного органа могли связаться с ним для получения дополнительной информации, доказательств или консультации.

Текст заявления должен быть написан разборчиво и не содержать ненормативную лексику или угрозы в адрес сотрудников или их близких. Заявление должно быть написано ясно и четко, чтобы сотрудники Роспотребнадзора могли понять, что является причиной обращения и какие права нарушены.

Согласно Федеральному закону № 59, у сотрудников Роспотребнадзора есть месяц для рассмотрения обращения и дачи компетентного ответа. В исключительных случаях срок может быть увеличен до 2 месяцев, о чем заявитель будет уведомлен дополнительно.

Федеральная служба по надзору по защите прав потребителя может не только консультировать,
но и привлекать к административной ответственности нарушителей. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, за ущемление прав приобретателей товаров и услуг посредством включения в соглашение условий, которые не соответствуют нормам закона, должностные лица заплатят штраф от 1000 до 2000 рублей, а организации – от 10000 до 20000 рублей.

  • ФАС

Можно обратиться в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС), но стоит понимать, что этот государственный орган не решает все проблемы потребителей. В контексте данной статьи, следует обратить внимание на одну из сфер их деятельности – контроль за тарифами. Это касается соответствия размеров взимаемых платежей уровню, установленному законодательными актами, в сфере коммунальных услуг, услуг связи, медицинских препаратов, железнодорожного и авиационного транспорта и т.д.

Поэтому, если вы обратитесь в ФАС не по вопросу их компетенции, то вам могут вернуть ответ с предложением обратиться в соответствующий орган или переслать его по назначению. Срок переадресации установлен в 7 дней, об этом факте заявитель будет уведомлен письменно.

  • Прокуратура

Можно обратиться за помощью к прокурору. Этот орган власти также выполняет надзорные функции, и его сотрудники имеют право возбуждать административные дела. Однако, поскольку круг нарушений, по которым прокурор может привлечь к ответственности, ограничен, чаще всего происходит переадресация в другие структуры.

Например, надзорным органом в сфере страхования является Центральный банк в соответствии со статьей 30 Закона № 4015-1 от 27.11.1992.

  • Суд

Последней инстанцией, к которой можно обратиться для защиты своих прав, если предыдущие инстанции не помогли, является суд. Иск будет рассматриваться судом общей юрисдикции. Если сумма требований не превышает 50 тысяч рублей, то дело будет рассматриваться мировым судьей, в противном случае – районным. Вы можете выбрать любой район: по месту жительства истца, по месту регистрации ответчика или по месту заключения договора. В случае если вы являетесь пострадавшим потребителем, то от вас не потребуется оплата государственной пошлины.

Требования к исковому заявлению изложены в статье 131 Гражданского процессуального кодекса. В документе необходимо указать:

- наименование суда, в который направляется обращение;
- данные и контакты всех сторон, участвующих в деле. Если вы обращались в надзорный орган, то стоит указать его в качестве третьего лица;
- сумму требований, чтобы сотрудникам суда было проще определить подведомственность;
- в тексте иска подробно опишите обстоятельства дела и шаги, которые были предприняты для урегулирования конфликта до обращения к судье;
- перечислите по пунктам, что и в каком размере вы хотите получить от ответчика;
- просьба к суду. Пропишите под номерами все свои пожелания, начиная с главного требования – расторгнуть договор или признать пункт недействительным. Затем каждому требованию отдельный абзац;
- подпись и дату. Отсутствие этих данных может привести к приостановке рассмотрения дела, поэтому обратите на это внимание.

Что можно требовать? Как уже было сказано, логичнее всего сначала расторгнуть договор или признать пункт недействительным, так как именно это приведет к определенным последствиям. Затем требуют средства, которые были перечислены исполнителю.

Согласно статье 16 Закона о защите прав потребителей, если продавец заставил покупателя приобрести товар или услугу, он должен возместить ему убытки. В понятие "убытки" в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса входят средства, которые пришлось потратить покупателю на восстановление своего права или придется потратить, цена утраченных вещей, размер доходов, которые мог бы получить пострадавший в обычной ситуации.

Кроме того, нарушитель должен выплатить компенсацию морального вреда и штраф за добавление к основному договору неправомерных услуг и за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя.

Но важно понимать, что само по себе обращение не приведет к положительному результату. Факт нарушения необходимо установить в суде при помощи предоставленных неопровержимых доказательств. Это могут быть документы, которые необходимо приложить к иску, или свидетельские показания.

Иск должен быть рассмотрен в течение 2 месяцев с момента обращения. Если и эта инстанция не удовлетворила потребителя, решение можно обжаловать в суде апелляционной инстанции.

Дополнительные вопросы

  • Что делать, если вас принуждают к покупке товара или услуги

Для начала, попробуйте решить ситуацию мирным путем. Внимательно прочтите договор, особенно обратите внимание на мелкий шрифт или узнайте условия акции или услуг. Если вам что-то не ясно, попытайтесь внести уточнения или правки в договор или способ предоставления услуг и работ.

Если не удается достичь взаимопонимания с продавцом или менеджером, обратитесь к администрации предприятия для разрешения вопроса.

Если конфликт продолжает развиваться, напишите письменную претензию на имя руководства в двух экземплярах. Если это не поможет, обратитесь в сторонние контрольно-надзорные органы для поиска истины.

  • Можно ли посадить тех, кто навязывает услуги

Нет, это невозможно, так как в действующем Уголовном кодексе нет статьи, которая бы напрямую наказывала компании за навязывание услуг или товаров.

Однако, компанию можно привлечь к административной ответственности в соответствии со статьей 14.8 Кодекса об административных правонарушениях России. В таком случае нарушитель будет обязан заплатить штраф в размере от 1 до 2 тысяч рублей (для физических лиц) или от 10 до 20 тысяч рублей (для юридических лиц). Все эти штрафные средства будут взысканы и переданы в пользу государства. При этом, штраф будет накладываться не за весь договор с навязанными услугами, а за каждую отдельную услугу.

Кроме того, клиент может, руководствуясь статьей 151 Гражданского кодекса России, потребовать от компании компенсацию морального вреда, который был ему причинен. Размер этой компенсации будет определен судом в рамках судебного процесса, исходя из степени нравственных страданий потерпевшей стороны.

Важно помнить, что все санкции могут быть применены только после соответствующего судебного решения.

  • Как быть, если хотят навязать по телефону

Одним из самых распространенных способов навязчивой рекламы являются звонки или смс-оповещения.

Согласно статье 18 "Закона о рекламе", реклама может предоставляться только после получения согласия абонента. Если адресат не давал предварительного согласия на предоставление рекламы в письменной или устной форме, такие действия со стороны компании являются незаконными.

Чтобы прекратить нежелательные рекламные звонки и смс-сообщения, необходимо обратиться в компанию с требованием прекратить подобные действия.

Если компания отказывается выполнить требование, то необходимо собрать следующую информацию:

- максимально точную информацию об организации, которая звонит;
- записать дату и время звонка;
- взять выписку телефонных звонков.


С этой информацией следует обратиться в Федеральную антимонопольную службу или Роспотребнадзор для проверки компании.

Справка. Многие операторы связи предоставляют услугу блокировки нежелательных спам-звонков. Чтобы остановить нежелательные звонки и смс-оповещения, достаточно подключить эту опцию или занести номер телефона компании в черный список.

Чтобы избежать неприятных ситуаций и не получить дополнительную услугу, необходимо внимательно читать договор, уточнять детали, обращать внимание на мелкий шрифт и все возможные сноски. Если компания агрессивно навязывает услугу, можно просто отказаться от нее или обратиться в другую компанию.

Заключение

Законом предусмотрено право потребителя заключать только те сделки, которые действительно соответствуют его интересам. Исключением являются случаи, когда приобретение услуги является обязательным. Если это право было нарушено, то для урегулирования конфликта в досудебном порядке необходимо попытаться договориться с нарушителем. Вы можете обратиться за защитой в надзорные органы власти, и если это не поможет, следует обратиться в суд.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!