Многие из «старичков» моего канала, кстати вам горячий привет, знают, а для вновь прибывших напомню, что я довольно долгое время работал в курьером в доставке X5 Digital, и много материала на канале посвящено именно этой компании. До устройства в X5 Digita, опыта работы в сфере доставки у меня не было, и именно с X5 постигал профессию курьера, делился опытом, ситуациями, забавными моментами, плюсами и минусами работы.
Сейчас я работаю курьером в Сбермаркет после некоторого перерыва от доставок, потому что вернуться в Х5 возможности не было, уж слишком много курьеров там трудится и потребности нет, хоть я и числюсь в резерве до сих пор, имею доступ к приложению, и могу брать свободные смены, но таких смен совсем не появляется как раньше.
Хоть два сервиса Сбермаркет и X5 Digital занимаются одним и тем же, есть некоторые отличия, одним из которых является логистика и прикрепление к полигонам. В X5 ты закреплен за полигоном и несколькими магазинами в нём, и именно из них ты осуществляешь доставку продуктов. После того как ты получил и отвёз заказ, тебе нужно вернутся и зарегистрироваться на магазине твоего полигона. В Сбермаркете есть только стартовые точки откуда ты начинаешь смену, в дальнейшем тебя бросает на всё разнообразие магазинов города, продуктовых, косметики и фастфудных, а поскольку город у нас небольшой, то полигоном практически весь город и является. Возвращаться в определенный магазин ненужно, заказы прилетают в любой точке где ты находишься и могут тебя направить в совершенно разные концы города, правда если расстояния больше, то и вознаграждение увеличивается. Тут уж приходиться выбирать либо сделать три заказа на месте, если повезёт, либо поехать дальше и сделать один заказ за те же деньги.
Так как в X5 Digital практически всегда приходилось возвращаться в один и тот же магазин и встречаться с одними и теме же людьми, со временем возникали приятельские отношения между курьерами, потому что много общались в ожидании заказов, курили, пили кофе, и кроме официального чата компании был даже свой чат-междусобойчик курьеров нашего полигона. Помимо общения, обмена новостями и случаями в работе, курьеры частенько помогали друг другу в сложных ситуация, при аварии, поломке авто, иногда подменяли друг друга на сменах. В общем было небольшое курьерское братство, и даже в период когда я не работал, проходя мимо магазина всегда был рад видеть коллег и мы горячо приветствовали друг друга.
В доставке Сбермаркет как-то всё более обезличено. Курьеров разбрасывает по всем магазинам города, и им не приходится толпиться возле одного магазина в ожидании заказов, при начале смены так же, все просто чекаются на точке и едут в свои стороны и почти за два месяца работы в Сбере я не знаком ни с одним коллегой. Единственное место где вы пересекаетесь на постоянной основе – это чат контроля внешнего вида в Телеге и чате компании, где переписываются сразу несколько городов. Иногда встречая курьеров твоей масти на магазине, вы либо пробегаете мимо с заказами, потому что «нет времени объяснять у меня тайминги на подлёт», либо слегка киваете друг другу мол я тоже из этой конторы, всё понимаю.
После того как в начале смены я отмечаюсь у магазина, прохожу диагностику и фотоконтроль внешнего вида, если заказ сразу не приходит, я еду в небольшую Пятёрочку неподалеку, жаль что не там моя стартовая точка. Мне нравиться в этой Пятёрочке, пока жду назначения заказа, выпить стаканчик вкусного ароматного и недорого капучино, а сейчас ещё и выпечку бесплатно дают в нагрузку. Бывало первый заказ в этот магазин и прилетал, что удобно.
В один день по обыкновению попивая кофеек у Пятёрки, я увидел как подъехал классический курьерский мопед Yamaha Gear с кофром. Курьер слез с мопеда и направился не в магазин, а прямиком ко мне, я в спешке дожевал остатки штруделя, предполагая что будет какой-то разговор. Не знаю почему я подумал, что это курьер, формы ни одной из контор на нём не было, ровно как и термосумкки с опознавательными знаками, видимо потому что с большим кофром ездят курьеры по большей части.
Парень подошёл ко мне, снял шлем и в его лице я узнал давнишнего коллегу. Встретились два зелёных.
— Привет, давно тебя не видно, что опять в доставке? - расплываясь в улыбке и протягивая мне руку, сказал он.
— Да катаю помаленьку. - ответил я.
— А ты что в Сбере, не в Х5?
— В Х5 не получается вернуться, нет потребности.
Я рассказал ему о своем возвращении в курьерство, как дела в с Сбере, мне же в свою очередь было интересно что там происходит в Х5, как поменялась работа за полгода и вот что он рассказал.
Получилось так, что я ушёл на пике, когда у нас в регионе подняли тарифы и курьеры X5 кайфовали. Стоимость доставленного заказа составлял 199 рублей, в независимости от веса, за дальние расстояния доплачивали и гарантия оставалась такой же, за 11 часов смены, если выполнил заказов меньше 20, то доплачивали разницу как за 20. Получалось 20 * 199 = 3990 рублей, при полной смене ты получаешь по любому. В среднем за смену, со слов коллеги, вывозили 4500-5500 рублей на лайте.
С недавнего времени произошли изменения направленные вроде бы на улучшение и гибкость работы сервиса, но по факту выручка упала.
Если ранее заказ оплачивался единым тарифом, то теперь в нашем регионе стоимость заказа складывается из
- Забор заказа - 74 рубля.
- Выдача заказа клиенту - 100 рублей.
- Расстояние - 2 руб/км.
- Вес - 2 руб/кг.
Вроде бы несильно отличается от того что было, плюс появилась мотивация брать тяжелые заказы и везти их на более дальние расстояние. Но X5 поменяла алгоритмы выдачи заказов и теперь обычно тебе назначают 2-3 заказа сразу, но оплата забора нескольких заказов из магазина оплачивается единоразово - 74 рубля. Получается ранее за доставку 3-х заказов было
3 * 199 руб. = 597 рублей.
Сейчас
74 руб. + 3 * 100 руб. = 374 рубля.
и небольшие надбавки за вес и расстояние.
Гарантия оплачивается 174 рубля за заказ
20 * 174 = 3480 рублей.
Т.е. минус 500 рублей, вроде немного, но это стоимость аренды мопеда в сутки, за 20 смен - 10 000 руб.
По сменам. Планирование смен стало более стабильным, но в основном можно получить 4 смены, больше очень редко, выходит минимальный заработок в X5 в 2024 году: 16 смен * 3480 руб.= 55 680 рублей, в среднем получается сделать 72-78 т.р., при упорной работе, зарабатывали больше если бы давали такую возможность.
Если сравнивать гарантированные выплаты Сбера и X5.
Сбер: 360 руб. * 11 часов = 3960 руб. (3960 р. * 16 смен.= 63 360 руб.)
X5: 174 руб. * 20 заказов = 3480 руб. (3480 р. * 16 смен. = 55 680 руб.)
Казалось бы доставка в Сбермаркете выглядит более привлекательной, но тут ты можешь не успеть взять смены, есть слоты без гарантии, а с недавнего времени почасовую гарантию в Сбере отменили совсем. Сервис доставки Сбермаркет стремительно пикирует вниз, хотя является одним из новых и подавал большие надежды.
Получается на данный момент X5 всё-таки более стабильная компания в этом виде заработка, с предсказуемой доходностью, правда попасть туда в нашем городе пока не представляется возможным, курьеры уходят редко, и много сидят в резерве в ожидании возможности заработать на доставке продуктов.
👍Благодарю за ваше время. Всем отличного дня и хорошего настроения. Свои мысли по теме фиксируйте в комментарии, с удовольствием почитаю.