Как известно, налоги являются одним из признаков государства, поскольку именно они формируют львиную часть доходов бюджета, необходимых как на содержание государственного аппарата, так и для поддержания более-менее социальной стабильности в обществе. Налогоплательщиками являются как граждане (физические лица), так и организации (юридические лица). В отношении граждан налоговое регулирование, да и налоговая нагрузка в целом значительно проще и легче, чем для бизнеса. Поэтому остановимся на бизнесе.
По итогам 2023 года количество индивидуальных предпринимателей в стране насчитывалось 4,26 млн, количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в реестре, составило 3 млн 216,8 тыс. Все эти лица обязаны платить налоги, сдавать отчетность и отвечать на запросы налоговых органов.
У российских налоговых органов в своем арсенале есть широкий спектр правомочий, связанный с необходимостью контроля за правильным и своевременным исчислением и уплатой налогов. Налоговые органы на настоящий момент, по моему мнению, обладают самой обширной информационно-технической оснащенностью и самыми продвинутыми программными продуктами среди все государственных органов. Практически вся необходимая информация внесена в компьютеры и хранится на гигантских серверах, а поступающая информация обрабатывается в автоматическом режиме.
Налоговые органы научились выявлять риски, не проводя выездные проверки, а используя инструменты предпроверочного анализа, к которым относят истребование документов (информации), вызов на комиссии по легализации налоговой базы и допрос.
Законным правам налоговых органов соответствует обязанность налогоплательщиков выполнять их требования. Необходимость выполнения законных требований налоговых органов подкреплена весьма строгими санкциями от штрафа до блокировки счета в банке. Начиная с 2014 года Налоговый кодекс последовательно расширяет случаи, когда счет в банке может быть заблокирован по требованию налоговой инспекции. Блокировка счета по сути означает конец нормальной хозяйственной деятельности: невозможность расчетов с контрагентами и увеличение долговой нагрузки, отказ контрагентов от работы с вашей компанией из-за рисков и т.д.
Еще одним важным орудием в руках налоговых инспекторов является такой инструмент, как допрос сотрудников. Неподготовленный бизнесмен даже не подозревает, что налоговая инспекция вправе в любой момент вызвать его сотрудников для допроса. Ход допроса, какие именно вопросы задавались и какие ответы были получены от сотрудников могут быть неведомы для собственников бизнеса в течение продолжительного времени. А ведь в ходе допроса налоговики могут получить большой объем информации, характеризующий бизнес с разных сторон, в том числе представляющий потенциальную опасность для дальнейшего ведения предпринимательской деятельности.
В ходе своей профессиональной деятельности я не раз сталкивался с ситуацией, когда проявлению интереса налоговых инспекторов к конкретной компании предшествовало общение с ключевыми ее сотрудниками: бухгалтерами, менеджерами, юристами. С учетом того, что к таким действиям бизнесмены были не подготовлены, налоговики получили весьма «пикантную» информацию о методах и способах ведения бизнеса.
Чтобы бизнес мог избежать ненужного внимания к своей деятельности со стороны фискального органа, необходимо правильно выстроить систему налогового комплаенса в компании. Что же он подразумевает:
- Создание подразделения (либо назначение должностного лица), которое будет оценивать все возможные налоговые риски.
- Создание системы договорной работы с учетом налоговых рисков: положение о договорной работе, положение о выборе контрагента, создание досье контрагента.
- Регулярное обновление информации о контрагентах.
- Взаимодействие с банками на предмет оценки себя по методике банковского светофора.
- Регулярное проведение налоговых аудитов, в том числе с целью оценки рисков возможного дробления бизнеса.
- Обучение сотрудников, как им вести при допросе/выемке документов.
- Обучение сотрудников по созданию и поддержанию «безопасных» рабочих мест.
- Создание безопасной IT-архитектуры, позволяющей вести нормальную деятельность при изъятии компьютеров/серверов и корпоративных средств коммуникаций.
- Проведение деловых игр и имитаций мероприятий налогового контроля.
- Подготовка ответов на запросы налоговых органов по «спорным» ситуациям с привлечением налоговых юристов.
Это тот необходимый минимум, который должен быть в арсенале любой компании, которая хочет остаться на рынке и не попасть под маховик выездной налоговой проверки или получить блокировку счета.
Также в обязательном порядке всегда необходимо готовить ответы и направлять их налоговикам по любым их запросам. Даже если требование абсурдно и неправомерно (бывает и такое), ответ должен быть направлен. Содержание ответа в этом случае может быть следующим: «Ваше требование считаем неправомерным и оставляем без удовлетворения на основании конкретных статей НК РФ и Писем ФНС России». Если компания регулярно игнорирует запросы налоговиков, то создается риск передачи данной информации в подразделения оперативно-розыскных органов для соответствующей проверки.
И конечно же, последний совет для всех: платите налоги и не используйте «схематоз».
АВТОР: Михаил Рябых
Управляющий партнер Юридической компании «Рябых и партнеры», эксперт pro bono при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Воронежской области, эксперт бюро по защите прав предпринимателей воронежской «Опоры России»