Корпоративный музей. Идеальный заказ?
Не читайте эту историю на ночь. Она очень страшная. Если у вас высокая эмпатия, вы станете нам сопереживать, а пищеварение ваше будет расстраиваться. Вообще, если начать разбирать истории из жизни брендинг-студии, то можно насобирать материала на хоррор-сериал сезонов так на пять.
Итак, проект начинался как многообещающий. Крупный клиент, интересная работа — есть пространство для креатива, для творческого полёта. Нам заказали дизайн корпоративного музея.
Музеи сейчас в тренде. Компании, прошедшие через эпохи, преодолевшие американские горки девяностых-двухтысячных, смогли выдохнуть и оглянуться назад. В этом «назад» на антресолях истории оказались сокровища, которыми невозможно было не поделиться. Подвиги и грамоты прошлых лет, ордена и медали, жёлтые заметки из «Правды» и «Пионерской зорьки», наследные сапоги, переходящие от инженера к инженеру, каски странствий, чёрно-белые фотографии строек века — все эти скрепы создавали фундамент для существования компаний в новом статусе — в статусе бренда.
Музейные ценности
Проект музея, который нам предстояло реализовать, состоял из нескольких блоков — это сама конфигурация выставки, архитектурный план, схема подсветки, дизайн панелей и стендов и главное — копия Ордена Ленина, лежащая в витрине. Вы же знаете, что в музейных витринах часто лежат не оригиналы, а копии? Оригиналы хранятся за толстыми-толстыми стенами в мощных-премощных сейфах. Может быть, именно поэтому облитая супом Мона Лиза не вызвала череды самоубийств у охраны Лувра?
Надо сказать, что представители стороны заказчика — это замечательные, прекрасно образованные интеллигентные люди, которые не привыкли к классическим менеджерским приёмам: давить, душить и включать ментора. Они вежливо попросили: «Мы вам полностью доверяем, только, пожалуйста, не подведите нас». Согласитесь, задача, поставленная в таком ключе, исключает срыв сроков и вообще какие-либо ошибки исполнения.
Впереди было 3 месяца, и мы с энтузиазмом взялись за дело. Дизайн согласовали довольно быстро. Изготовление конструкции, специальной мебели, подсветки и витрин тоже прошло почти без боли. Проблемы пришли, как всегда, откуда не ждали.
Драгоценный орден
Краткая справка: накладной барельеф вождя на Ордене Ленина состоит из 28,6 г чистого золота и 2,75 г платины. Орден вручался Героям Советского Союза, Героям Социалистического труда, городам и всем, кто имеет выдающиеся заслуги перед государством и обществом. Самый первый орденоносец — Василий Блюхер — получил Орден в 1930 году за противодействие китайской агрессии.
Наш клиент в один из моментов славной истории тоже стал кавалером Ордена Ленина.
Копья, сломанные о копию
На рынке полно копий орденов всех калибров и мастей, реальных и фантазийных, от «Взятия Снежной крепости на картине Сурикова» до «Вклада в озеленение Антарктиды».
Орден Ленина довольно популярный представитель семейства орденов и медалей. Мы предположили, что с этим пунктом задачи проблем не будет. Ну-ну.
На старте проекта мы приобрели копии сразу у нескольких компаний, которые занимаются профессиональным тиражированием наград. Замечу, абсолютно официально! Уж не знаю, зачем гражданам нужны такие вещи — для шутки это выглядит слишком непристойно, для коллекции — странно.
Предназначение нашего ордена, как я говорила выше, — лежать в витрине, изображая оригинал, который всё это время должен был содержаться под надёжной охраной (вспоминаем золото, платину и нематериальную ценность) в сейфе.
Разумеется, мы предполагали, что сходство с оригиналом будет не полным — иначе такая работа могла смело рассматриваться, как расположенная по ту сторону Уголовного Кодекса. Но чтобы качество было настолько чудовищным! Этого мы не могли предположить даже в кошмарных снах.
То, что нам привезли, смело можно было отправлять в Кунсткамеру — колосья, больше напоминающие коллективную работу старшей группы детсада по заданию «каляка-маляка»; слово ЛЕНИН — слипшееся и кривое; а главное — портрет Ленина, до степени смешения похожего на артиста Ди Каприо. Такое мы отправить клиенту не могли.
Времени оставалось довольно много, поэтому решили сделать всё по-взрослому. Обратились к знакомому мастеру, который успешно реализовал несколько проектов декораций для о-го-го каких театров. Мастер нахмурился несколько раз и сообщил приговор: всё сложно, надо делать слепки, потом что-то гипсовое, потом что-то из пластика, потом отливки, потом золотить, фольгировать, бронзировать, уж не говоря о том, что придётся золотыми руками шить подушечку из шёлка и бархата. Мы погоревали, но предложение приняли. Оплатили аванс и сели ждать-поджидать. Потому что всё, кроме ордена, уже было свинчено-сколочено-покрашено.
Прошёл месяц. От мастера не было вестей. Он перестал отвечать в почте и в мессенджерах. Мы было составили график дежурства у парадной, как вдруг случайно поймали мастера на улице. Оказалось, что наш заказ он передал в работу ещё более виртуозному Левше, а чтобы скрепить союз, принёс скрепное средство. Левша был в завязке, но скрепил союз с энтузиазмом и в течение месяца каждый день праздновал начало новой жизни. В ней не было места не только нашему многострадальному ордену, но и работе вообще.
До сдачи проекта оставалось чуть более двух недель. А надо понимать, что открытие музея в компании такого масштаба, как наш заказчик, сопровождается визитами вежливости министерств и ведомств, то есть людей в самых черных костюмах и в самых белых воротничках. Один взгляд, брошенный на Владимира Ильича Ди Каприо — и скандал неминуем.
Группа детективов от брендинга вооружилась седативными препаратами и начала поиск сокровищ. Оказалось, что в Советском Союзе тоже была распространена практика копий — их делали точь-в-точь похожими на оригинал и — внимание — каждая копия была пронумерована.
День и ночь сидя в интернете, листая рулоны переписок коллекционеров, зарываясь в ветках обсуждений на форумах, мы нашли две идеальные копии — в дальнем селе под Челябинском и на хуторе близ Астрахани. О, как мы умоляли коллекционеров прямо сейчас отправить ордена в Петербург — ну и что, что 12 ночи, мы оплатим вам такси. Нет такси? Уже ищем службу гужевых повозок. Подумаешь, почта закрыта — сейчас мы позвоним директору Главпочтампта… Дело особой срочности!
Мир так не следит за стрелками Часов Судного Дня, как мы нервно следили за трекером доставки. Ордена пришли вечером — в последние часы последнего дня сдачи проекта. Они оба были великолепны! Дальше было всё, как в фильме про мушкетёров — помните, когда Д’Артаньян, сломя голову, бежал на бал, чтобы передать подвески королеве?!
***
Наутро Орден Ленина переливался всеми гранями своего платинового великолепия в витрине роскошного современного музея. А высокая комиссия одобрительно кивала, выражая трудовую солидарность с прошлым и настоящим одной из важнейших компаний страны.
А мы в этот день закончили раньше. Мы достали скрепное. И отпраздновали начало новой жизни.
Вот такая история. Вам было страшно? Нам — очень!