Герой интервью – Рылов Алексей, основатель эко-фермы по производству микрозелени и пищевых цветов «Трава42» в городе Кемерово и активный пропагандист здорового питания.
В материале расскажем:
- Как семейное хобби переросло в городскую эко-ферму, где выращивают более 50 видов микрозелени;
- Чем полезны дикие культуры и как появилась идея выращивать пищевые цветы;
- Как Алексей вместе с супругой Мариной прививают кемеровчанам культуру потребления зелени в пищу каждый день;
- А еще поговорили о планах по импортозамещению соуса "Песто", который так полюбился российским рестораторам.
О проекте: Городская эко-ферма «Трава42» — это единственный проект в Кемерове, кто в большом ассортименте производит уникальные съедобные, полезные культурные и дикие травы, а также пищевые цветы для предприятий общественного питания и частных клиентов. C 2023 года компания является резидентом Бизнес-инкубатора Фонда развития предпринимательства г.Кемерово.
Блиц-опрос
В бизнесе: 1 год
Возраст: 36 лет
Образование: высшее, специальность «Инженер консервов и пищевых концентратов».
Любимая книга: «Одиссея капитана Блада», Рафаэль Сабатини
Любимая музыка: Рок
Здравствуйте, Алексей, расскажите немного о себе и своем бизнесе
Здравствуйте, я начинающий предприниматель – в прошлом году вместе с супругой Мариной мы открыли небольшую эко-ферму в городе Кемерово, где занимаемся выращиванием микрозелени и пищевых цветов. Наше дело еще совсем молодо: в июле 2024 года наша ферма отмечает свой первый День рождения.
Эко-ферма — это хобби или ваша профессия как-то связана с таким бизнесом? На кого вы учились?
С детства мне всегда была интересна химия, поэтому выбор пал на Кемеровский институт пищевой промышленности (КемТИПП). Закончил я специальность «Инженер консервов и пищевых концентратов», что оказалось очень близко к будущей деятельности, хотя о своей эко-ферме я тогда, конечно, не задумывался.
Расскажите, как вам пришла идея открыть свой бизнес?
Несколько лет назад моя супруга Марина нашла информацию о микрозелени, закупила семена, попробовала выращивать в качестве здорового питания для себя.
Первая рассада не взошла, но семена еще остались, и мы забыли про это…
Прошло время, вновь наткнулся на статью про микрозелень и тут решили – надо пробовать. Тем более, что опыт уже был.
Потихоньку начали, и как-то всё закрутилось, завертелось. Сначала дома выращивать, для себя и семьи, потом для знакомых, и пошло дело.
А как вы попали в Кемеровский бизнес-инкубатор?
Мы зарегистрировались, получили денежные средства для открытия своего дела по соцконтракту и тут же принялись искать помещение. Нашли идеальное место в Бизнес-инкубаторе: как-то быстро и удачно всё сложилось. И вот мы здесь (улыбается).
То есть не успели опомниться, как стали предпринимателями. Расскажите про вашу ферму подробнее, что у вас сегодня можно приобрести?
На данный момент у нас два основных направления – это выращивание микрозелени и пищевых цветов, а также проростков пшеницы для изготовления замороженного сока «Витграсс».
У нас огромный ассортимент продукции: около 50 позиций микрозелени. Например, только одного редиса 5 видов: редис зеленый, дайкон, редис фиолетовый (санго), редис ред каралл, чайна роуз и т.д.
Супруга Марина иногда ищет «дикие культуры», ее очень привлекает данное направление.
Интересное направление, расскажите про него подробнее?
Из диких культур мы уже выращиваем и продаем: руколу дикую, морковь дикую, одуванчик и крапиву.
Вообще мы всегда рады что-то новенькое вырастить, может быть даже помимо того, что у нас есть в ассортименте. Бывает такое, клиент спросит про культуру, которой у нас нет, и всё, это вызов! Многие культуры из нашего прайса появились именно так, наши клиенты нам идеи подкидывают!
А есть у вас любимые и самые полезные дикие культуры?
Да, наши фавориты — это одуванчик и крапива.
Одуванчик содержит витамины и микроэлементы, которые благотворно влияют на желудочно-кишечный тракт, повышают иммунитет, снижают воспалительные реакции в организме, улучшают работу печени и многое другое.
А еще очень полезна крапива – в ней настоящий кладезь полезных веществ: витамины группы B и очень важный для зрения и качества кожи витамин А.
Прим ред.: Как лечебное средство крапива используется с давних времен: отвары из листьев делали для поддержания работы сердечно-сосудистой системы. Крапиву использовали и при расстройствах нервной системы – она эффективна благодаря высокому содержанию витаминов группы В.
Вы упоминали про выращивание пищевых цветов, расскажите, что это за ниша такая?
Пищевые цветы – это отдельное направление в выращивании. Но, как правило, оно идет параллельно с микрозеленью, потому что пищевые цветы обладают большим спросом в ресторанном бизнесе, а цветы + микрозелень = закрытие почти всех потребностей по украшению блюд, к чему и стремимся на нашей ферме.
Но как уже писали выше помимо ресторанного бизнеса цветы пользуются спросом у оформителей блюд, кондитеров, коктейль-баров и частных клиентов. Например, у нас сейчас есть один заказ для украшения цветами блюд дома.
Расскажите про ваших клиентов, кто они?
Клиенты у нас разбиваются на две категории. Это прежде всего физические лица — люди, которые ведут здоровый образ жизни и хотят получить пользу для здоровья и вторая — это кемеровские рестораны и кафе, предприятия общественного питания.
Постоянных клиентов сегодня у нас около 150 человек, помимо этого есть клиенты из ресторанного бизнеса, а также клиенты, которые покупают микрозелень для своих любимых домашних питомцев.
Мы работаем пока в черте города Кемерово, но постепенно расширяем географию на другие города Кузбасса. Например, есть клиент, который специально из города Мариинск приезжает к нам за витграссом.
Несколько наших постоянных клиентов - это небезызвестные в городе рестораны и суши-бары - Milton, Cosmo, Marrakesh, Бодрость, Rise of Rice, Атаман суши. Они используют микрозелень и пищевые цветы для оформления еды и напитков.
Сейчас развиваем сотрудничество с клиентами в новом, но уже очень популярном направлении: кейтеринг, гастробоксы и готовые наборы еды (например, кейтеринговая компания Donichi) – здесь тоже постоянно используют миркозелень и пищевые цветы.
В общем, сфер применения нашей продукции очень много – были бы еще дополнительные часы в сутках (улыбается).
Расскажите, что самое сложное в развитии вашего бизнеса?
Клиенты, конечно. Так как на сегодня наш продукт для узкой целевой аудитории, всё-таки мы предлагаем не мясо, молоко или хлеб, которые едят ежедневно.
Здесь возникает вопрос : "Как привить культуру употребления зелени в пищу каждый день в небольшом городе?"
Сегодня, если зайти в любой продуктовый в Кемерове, то на прилавках из зелени будет укроп, петрушка, зеленый лук, салатные листы, вот и всё. Редко когда можно найти рукколу, например.
Наверное, поэтому люди либо отказываются совсем от зелени, ТАК КАК НЕТ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ, либо пытаются вырастить ее сами. Вот мы развиваем это направление, и показываем, что есть разнообразие в ассортименте и всегда свежая и качественная зелень и как ее ежедневное потребление приносит реальную пользу здоровью.
А вы как-то работаете на развитие культуры потребления зелени в нашем городе?
Скажем так, первые шаги делаем.
Например, для удобства своих клиентов мы придумали удобный формат доставок «ГОРОДСКОЙ АБОНЕМЕНТ»
Прим.ред.: ГОРОДСКОЙ АБОНЕМЕНТ — это услуга, в рамках которой клиент оплачивает один раз и весь месяц получает заказ автоматически, зелень на ферме растет специально для него, не надо тратить время на заказ и поход в магазин. Решается еще одна проблема, когда наши клиенты забывают сделать заказ.
Еще один шаг, он «в долгую». Поскольку наша ферма располагается в помещении Городского Бизнес-инкубатора и здесь постоянная движуха – всё это способствует увеличению и большему охвату в направлении ЗОЖ.
Например, у нас проходят частые экскурсии для школьников и студентов и всегда на «Ура!» - съедается вся предложенная микрозелень и часто уносится с собой. Каждая экскурсия так или иначе дает какой-то эффект, и чем больше их будет, тем больше люди будут узнавать и дополнять свое питание здоровой зеленью.
С каким вопросом чаще всего к вам обращаются клиенты?
Насчет чаще не знаю, просто приведу пример. Клиент спрашивает: «А ваша зелень лучше, чем в магазине?» Мы, конечно, между собой смеемся, ну конечно лучше, и стараемся донести до клиента почему.
И почему же? Приведите три основных преимущества перед магазинными
Мы постоянно заботимся о качестве нашей микрозелени: качественные семена, условия роста и развития, питание — вот 3 составляющих, которые позволяют нашим клиентам быть уверенными, что, потребляя нашу зелень они действительно получают пользу для своего организма!
И кстати, еще одно – реальную пользу ежедневого потребления микрозелени в пищу мы проверили на себе.
И как результат?
Мы просто перестали болеть. В этом году как-то задали себе шуточный вопрос: «А когда мы в общем-то болели, когда была температура?»
И поняли: как только мы стали заниматься выращиванием и употреблять в пищу микрозелень – так и пропали простудные заболевания. Особенно после курса витграсса: появилась легкость, в обед нет усталости и не хочется спать, что так важно, особенно весной.
Расскажите про вашу команду? Сейчас вы занимаетесь бизнесом вдвоем с супругой?
Да, как я уже говорил мне помогает моя супруга Марина. Она незаменимый человек, без которого мне либо будет совсем тяжело, либо совсем невозможно. Она занимает огромную и очень важную часть не только в моей жизни, но и в нашем бизнесе. Мы вместе работаем, поддерживаем друг друга и стараемся развиваться и развивать наше дело.
Поделитесь планами на будущее?
Сейчас — это конечно расширить бизнес. На данном этапе у нас всего 4 стеллажа. Один стеллаж под пищевые цветы и три под микрозелень.
На днях подписали документы на льготное кредитование и уже получили финансирование. В планах увеличить объемы производства витграсса, расширить площадь фермы.
В направлении выращивания цветов есть идея по высушиванию бутонов и дальнейшую реализацию уже в таком виде.
Также есть идея по производству соусов типа «Песто» из микрозелени. Для нас это очень интересно. Пока это только на уровне идеи, но мы уже точно видим, что в связи с уходом зарубежных производителей из России, рынок будет пустеть, а значит освободится еще одна ниша.
Но сначала всё-таки нужно прочнее встать на ноги, расшириться и дальше продвигаться только вперед!
Про увлечения
Как вы проводите свободное время?
К сожалению, сейчас, на этапе роста нашего бизнеса его нет, абсолютно нет. В декабре нам показалось, что у нас его просто не было. Мы были загружены каждый час.
Сейчас стараемся находить, буквально выбивать этот свободный день. Поэтому хочется просто побыть немного в тишине, посидеть дома, отдохнуть, почитать книгу.
Так, значит любите читать? А есть ли любимая книга? Посоветуйте что-нибудь нашим читателям.
Мне очень нравится «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, по ней даже фильм сняли. Я читал ее много раз и кажется, что еще прочитаю не один. Каждый раз нахожу для себя новые грани.
Есть еще одна книга «Строговы» называется, автор Георгий Марков. Книга описывает события России начала 20 века. И революции, и Первую мировую войну. Книга грустная, но очень стоящая.
И финальный вопрос, который мы традиционно задаем всем нашим героям: что важно для успеха в бизнесе?
Однозначно целеустремленность! Не останавливаться ни перед чем, в любом деле есть какие-то на пути преграды, трудности.
Мы ни раз с ними сталкивались, вроде уже так надоели все эти трудности и препоны, что порой хочется бросить эту затею.
Потом думаешь: «Нееет, мы всё это начали, и уже столько пройдено, а сейчас нужно не останавливаться, идти только вперёд, с уверенностью, что все получится!»