Найти в Дзене

10 причин, почему вам откажут в регистрации товарного знака

Оглавление

Без собственного товарного знака не получится быть уверенным в безопасности своего бизнеса. Сегодня расскажем, по каким причинам вам могут отказать в регистрации и что делать, если это уже произошло.

Основания для отказа в регистрации товарного знака

Отказ в регистрации товарного знака — это не приговор. Его можно оспорить, и иногда — успешно. Но чтобы не терять время и деньги, лучше сразу подойти к процедуре с умом.

Вот несколько распространенных оснований, по которым эксперты Роспатента не регистрируют право на товарный знак.

1. Сходство с другими товарными знаками

Обозначения настолько похожи, что покупатель может их перепутать. Роспатент старается этого не допускать, поэтому следит, чтобы новые товарные знаки не были слишком похожи на старые.

2. Общепринятые термины

Роспатент не регистрирует термины, если те являются общепринятыми в определенной сфере товаров и услуг, в отношении которых испрашивается регистрация — не обладают различительной способностью. К таким терминам могут относиться названия методов, устройств, другие термины.

3. Введение потребителей в заблуждение

Это субъективный критерий, который оценивается экспертом Роспатента по собственному усмотрению. С одной стороны есть методические рекомендации, которым надо следовать в процессе регистрации.

Вместе с тем, часто бывают пограничные случаи, и экспертиза Роспатента отказывает там, где можно было бы товарный знак зарегистрировать. И здесь вопрос в том, получится ли доказать свою позицию и привести нужное количество аргументов.

4. Ложные обозначения

Вводят потребителей в заблуждение в отношении качества, происхождения или иных характеристик товара. Это недопустимо.

-2

5. Противоречие общественным интересам

А еще принципам гуманности и нормам морали. К таким обозначениям можно отнести обозначения, представляющие или включающие слова, выражения, изображения, которые противоречат правовым основам общественного порядка или могут вызвать возмущение общественности.

6. Сходство с коммерческими обозначениями

Коммерческое обозначение индивидуализирует само предприятие, а не его товары и услуги. Задача коммерческого обозначения — выделять конкретное предприятие, как производителя продуктов.

Бывает так, что в Реестрах Роспатента нет ни товарных знаков, ни поданных заявок со сходным названием, но эксперт ссылается, например, на известный в интернете сайт, и считает, что у него возникло право на коммерческое обозначение и присылает предварительный отказ. Оспорить его можно, все зависит от того, насколько известным противопоставленное обозначение является.

7. Сходство с известными зарубежными товарными знаками

Когда эксперт Роспатента видит в поиске что-то хотя бы слегка напоминающее обозначение огромной корпорации, он скорее всего откажет менее известному заявителю. Проще немного перестараться и защитить корпорацию, чем зарегистрировать спорный товарный знак обычного предпринимателя, а потом выяснять отношения с юридическим отделом корпорации. В результате к обозначениям крупных корпораций экспертиза относится особенно внимательно.

8. Использование названий охраняемых культурных и природных объектов

К ним относятся историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, другие объекты, ценные с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.

Поэтому если предприниматель из Тамбова производит и реализует чай, и на упаковке рисует Тадж-Махал, то Роспатент в регистрации откажет: обозначение может создать у потребителя ложное представление о том, кто именно производит продукт.

9. Использование объектов авторских прав

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные названию известного в РФ произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Однако, чтобы отказ был обоснован, нужно подтвердить наличие у произведения достаточной степени известности и культурной ценности, способной породить угрозу введения потребителя в заблуждение относительно производителя товаров и услуг.

10. Имена известных лиц

Согласно пп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника.

Если вам пришлось столкнуться с отказом в регистрации товарного знака по этим или другим причинам — без паники. Расскажем, что делать дальше.

-3

Что делать, если пришел отказ

  1. Разобраться со сроками обжалования. В течение 4 месяцев со дня отправки отказного решения, заявитель имеет право обжаловать его в соответствии с 1 пунктом статьи 1500 ГК РФ. Если этот срок истек, то обжаловать отказ не получится: нужно подавать новую заявку и проходить экспертизу заново. Если результат по ней будет такой же, нужно обжаловать новый отказ.
  2. Выяснить причины отказа в регистрации товарного знака и определиться с основаниями для обжалования.
  3. Подать возражение в Палату по патентным спорам.
  4. Объяснить свою позицию коллегии Палаты в ходе заседаний.
  5. Если Палата приняла нужное решение — получить регистрацию, если нет — обжаловать решение Палаты в Суде по интеллектуальным правам

Если вы получили отказ в регистрации товарного знака и еще не знаете, что с ним лучше сделать, пришлите его нам на почту info+588290@bashukchichkanov.com.

Мы посмотрим документ, изучим делопроизводство по знаку в Реестре, оценим риски и перспективы. После этого, бесплатно проконсультируем вас и предложим варианты дальнейших действий.

Понравилась статья? Ставь «Нравится» и подписывайся на наш канал.

-4

БАШУК / ЧИЧКАНОВ — ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА