Найти тему

Развивать дауна сложно, но нужно

Вчера я пожаловалась, что ребенок вернулся из школы без портфеля. Сегодня мы его нашли, хотя пришлось обойти пол школы. Забавно, но он оказался в классе трудов у девочек, потому что их преподаватель - наша классная. Кто его туда принес - остается загадкой, и школу я маленько переполошила. Больше переживала за учебники, как-то не хочется платить за утерю. Боялась, что он брал портфель в поликлинику и там его забыл.

Сава с одноклассниками
Сава с одноклассниками

За семь лет обучения это у Савы первый случай. В принципе, я понимаю, почему произошла подобная ситуация и сейчас попробую рассказать, что и как мы делали, что бы свести их к минимуму. Но в начале объясню, как же так получилось, что Сава где-то оставил портфель. Дело в том, что у них в школе сейчас проводится медосмотр. Это ежегодная процедура. Обычно все врачи приходят в школу, даже привозят с собой аппараты УЗИ и ЭКГ. Но в этом году детей стали возить на школьном автобусе в поликлинику. Берут их естественно с уроков, а так как у Савы уже 7 класс, то уроки проходят в разных кабинетах. Я предполагаю, что он пошел одеваться, а портфель оставил в классе. Возможно кто-то из ребят увидел его и отнес в кабинет учителю. Дети у нас ответственные, во всем соблюдают порядок, да и школа маленькая, все друг друга знают. Одна проблема, некоторые ребята просто забывают, что они делали час назад, и когда их начинаешь спрашивать, пожимают плечами, потому что просто не помнят. У Савы проблемы с этим нет, по этому я и удивилась пропаже. Обычно он всегда помнит, где был, куда положил, что задали, где у вещи место. С утра я пошла с ним в школу, и он упорно говорил, что портфель в кабинете труда у мальчиков. Но его там не оказалось. Я его нашла случайно в кабинете классного руководителя. Даже учительница не обратила внимания, что под столом лежит Савкин портфель. Вот кстати пишу и думаю, а может это трудовик увидел Савин ранец и занес ей кабинет, а класс закрыл и ушел домой. Ну да ладно, нашли, выдохнули, улыбнулись и пошли дальше.

Так вот сегодня хотела я рассказать, как мы начинали учиться, почему не "выбивали" Саве тьютора, как развивали собранность и самостоятельность. Возможно наш опыт пригодится родителям, дети которых идут в коррекционную школу или уже учатся в начальных классах.

-2

Дело в том, что обучение в коррекции все таки отличается от обычной школы. Многое конечно зависит от учителей, но на своем опыте я поняла вот что. Когда в школу приходит ребенок с УО, отношение к нему будет соответствовать диагнозу. Ведь учителя в свое время в институте учили, что например ребенок с синдромом Дауна плохо обучается. Если не было опыта работы с таким ребенком, то один учитель сперва будет присматриваться, а потом пробовать что-то делать, а другой сразу скажет - даун ничего не может, пусть сидит и рисует каляки-маляки. Любому ребенку, норма это или нет, нужен период адаптации. Не каждый сразу покажет свой потенциал, выдаст все, чему уже научился до школы. А у учителя не так много времени что бы сидеть с каждым индивидуально, если ребенок пришел в общий класс. Там кроме него еще 10-15 таких же проблемных товарищей. Поэтому в первую очередь надо налаживать контакт с учителем. Не всегда это получается. Проблема бывает в том, что порой учитель просто не привык общаться с родителями. Ведь чаще всего они привозят ребенка в школу, а сами на весь день уходят. Кто-то работает, кто-то идет домой. А у нас и вовсе школа - интернат. Половина детей живет в школе от каникул до каникул, и родители , в лучшем случае, звонят пару раз в месяц воспитателю. Хорошо, если ребенок хоть немного подготовлен к школе, только это бывает далеко не всегда. Но даже подготовленный, попав в незнакомое место, может растеряться, испугаться, замкнуться и ничего не делать, а потом вдруг понимает, что спроса с него нет и можно просто сидеть и заниматься своими делами. Я наблюдала таких детей и меня это совершенно не устраивало.

-3

Первое время все на меня смотрели "косо", с подозрением. Сава, которого в садике и на "развивашках" считали беспроблемным ребенком, вдруг начал изображать "упрямого ослика". Он ничего не хотел делать на уроках, прятался под лестницей, не хотел переодеваться. А мне сперва ничего не говорили, не жаловались, считая что сын ничего и не умеет. Я каждый день мучила учителя вопросами, а она не знала, что мне сказать. Сава в первом классе был самый неговорящий, хотя в школу он пришел, зная все буквы, читая по слогам, считая в пределе десятка с пособием. Но в классе ребенок первый месяц просто сидел. В школу ехал без истерик, но и особой радости не испытывал. Хорошо, что были дополнительные предметы: логоритмика, театральная деятельность. На две большие перемены дети выходили погулять. Но даже на прогулку его оказывается одевали. Удивляюсь, как в столовой с ложки не кормили. И тогда я взяла его тетради, карточки Домана, нумикон и принесла в школу. После уроков мы просто с Савой "поиграли". Учительница смотрела и ... не знаю, что она в тот момент ощущала. Но мне просто надо было показать ей, что Сава не безнадежен. Самое интересное, что наши пособия понравились детям. Они облепили нас, и Савка стал показывать, как всем этим пользоваться. В итоге, к концу первого класса все наши дети пользовались нумиконом. Большой проблемой у нас было письмо. Сава - левша, переучивать его я не стала. Когда он стал наконец писать первые крючки, учительница радовалась больше нас. В первом классе не задают домашнюю работу. Даже тетради и учебники оставались в классе. Но Сава был очень медлительным и большую часть работы сделать не успевал. Все, что он не сделал в классе, мы стали доделывать дома. Это тоже было непривычно учителю, но я хотела результат. К концу первого класса Савка был крепким середнячком. В первый год обучения в классе не было тьютора. А во втором его выделили для детей, которые учились по второму виду. Тьютор решила, что и Саву надо взять под опеку. Пришлось вежливо просить что бы она не трогала ребенка. Учитель нас поддержала, а Саву посадила за первую парту, что бы он меньше отвлекался. Во втором классе я завела Саве дневник. Его не требовали в школе, но меня уже тогда интересовал вопрос, как ребенок будет делать домашнюю работу в старших классах, ведь ее надо записать. Как всегда хотела подстелить "соломку". В начальных классах, когда учитель один, такой проблемы нет. Она нам скидывала домашнее задание в группу. В старших классах дети записывают домашнюю сами, но я точно знала, что к этому Саву надо приучать заранее, так же, как и собирать портфель, складывать учебники в него после уроков, готовиться к уроку. Это только кажется, что все просто, но для ребенка с УО многие простые вещи бывают сложными. Сперва приучала Саву просто подходить с дневником к учителю, и она сама записывала ему задание. Потом мы с ней договорились, что она будет записывать его на доске, а Сава перепишет в дневник. Вообще нам очень повезло с учительницей. Она не считает зазорным спросить что-то про наши занятия с Савой, как допустим я ему объясняю дроби. А я всегда могу позвонить и спросить, что и как они делают в классе. Быть в курсе того, как занимается ребенок, для меня очень важно. Это не для того, что бы самоутвердиться или похвастаться его знаниями. Просто глядя на своих старших, я понимаю, что упустив какие- то мелочи сейчас, я буду разгребать завалы потом. Даже коррекционная программа для Савы сложная. Многие вещи я не могу ему объяснить по учебнику и приходится либо упрощать, либо просто нарабатывать, что бы потом в какой-то момент щелкнуло у него в голове и он стал применять свои знания.

-4

Меня часто спрашивают, сложно ли учить Саву. Сложно. Я сейчас понимаю, что очень многое упустила в дошкольном возрасте в плане развития кругозора. Отсутствие речи не давало обратной связи , и я далеко не всегда сама понимала, что он усвоил, а что нет. Сейчас многое бы делала по другому. Но это я знаю сейчас, имея свой опыт. Одно могу сказать наверняка. Наши дети понимают гораздо больше, чем могут это показать и сказать. Важно все делать вовремя или с опережением, не бояться, что рано. Просто начинать давать информацию маленькими порциями и повторять, повторять, повторять. Обыгрывать, предлагать разные варианты одной и той же ситуации или задачи, тогда знания будут накапливаться. Давать ребенку больше самостоятельности. Дети многое могут делать сами, пусть медленно, не аккуратно, зато с желанием. Хуже будет, когда это желание пропадет и придется заставлять.

А бывает сложно учить, потому что не хочется. Все мы люди. Нам бывает лень, депрессия, плохое самочувствие. Да просто надоело все. Это - нормально. Главное - не корить себя, не думать, что упускается что-то важное. Все равно не реально сделать все идеально. Чувствуете, что нужен отдых - отдыхайте. Я иногда звоню в четверг и предупреждаю, что мы в пятницу останемся дома. А потом отсыпаюсь и до воскресенья Савку не трогаю. В воскресенье он сам напоминает, что в понедельник в школу, а еще домашка по русскому, и для меня это - как бальзам на душу. Ведь он это помнит сам!