Огромная выставка! Занимает весь первый этаж музея, без путеводителя не обойтись — его вручают на входе. Тема заманчивая — образ допетровской Руси в искусстве Серебряного века.
Однако, прежде чем доберешься до Серебряного века, надо буквально пройти сквозь все эпохи — через все залы, начиная с 17 века, чтобы проникнуться духом русской старины.
На выставку привезли больше 240 работ из Третьяковки, Русского, Исторического, Бахрушинского и множества региональных музеев и частных коллекций. Часть экспонатов занимает отдельный зал, а некоторые разместили среди постоянной экспозиции. Тех, кто в этом музее не первый раз, ждут сюрпризы, вроде стилизованных боярских портретов Дмитрия Стеллецкого рядом с Патриархом Никоном.
Или его же «Заря» неожиданно появляется среди канонических икон.
Никогда не представляла, что работы авангардистов могут так вписаться в экспозиции икон и церковной утвари. Наталья Гончарова с религиозными композициями. Удивительно органично!
Главный зал задекорирован под старинные палаты со сводами — сразу вспоминаются недавние еще времена, когда музей размещался в Трапезных палатах Новоиерусалимского монастыря, и своды были настоящими.
Здесь развеска картин подчинена не хронологии, а концепции четырех разделов-символов: «Дерево» — природа, избы, тьма, корни, смута,
«Серебро» — снег, холод, мороз, русская зима, аскетизм, чистота, сказка,
«Золото» — свет, духовность, Византия, мистика, власть,
«Огонь» — красота, энергия, богатство, народ, узорочье, пестрота, орнамент.
Билибин, Филонов, Рябушкин, Васнецов, Кандинский, Грабарь, Рерих, Врубель — есть что посмотреть.