Найти в Дзене

Таинственный всадник

Работы этого художника совсем небольшие. Проходя по постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим», их можно не заметить. Но если заметил — попался, они затягивают, как воронка. Я каждый раз возле них зависаю. Всадники и странствующие комедианты Художник Михаил Соколов. Его живописный цикл «Москва уходящая», городские пейзажи, вымышленные портреты, книжные иллюстрации к классическим романам — завораживают. Я особенно люблю серии графики «Странствующие комедианты», «Музыканты», «Прекрасные дамы». И больше всего — серию «Всадники». Это монохромные, лаконичные рисунки, почти силуэты — незавершенные, размытые, местами едва намеченные. Всадники Соколова выплывают словно бы из снов или грез. В них, будто в движущихся тенях, можно не столько узнавать, сколько угадывать и жителей старинных русских усадеб, и книжных героев. Легкие, летучие штрихи создают атмосферу Диккенса и Гофмана. Черный конь, отпрянувший от незримого препятствия, заставляет вспомнить магические существа из более поздней лите
Оглавление

Работы этого художника совсем небольшие. Проходя по постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим», их можно не заметить. Но если заметил — попался, они затягивают, как воронка. Я каждый раз возле них зависаю.

Музей выпустил открытки с работами Соколова
Музей выпустил открытки с работами Соколова

Всадники и странствующие комедианты

Художник Михаил Соколов. Его живописный цикл «Москва уходящая», городские пейзажи, вымышленные портреты, книжные иллюстрации к классическим романам — завораживают. Я особенно люблю серии графики «Странствующие комедианты», «Музыканты», «Прекрасные дамы». И больше всего — серию «Всадники».

Это монохромные, лаконичные рисунки, почти силуэты — незавершенные, размытые, местами едва намеченные. Всадники Соколова выплывают словно бы из снов или грез. В них, будто в движущихся тенях, можно не столько узнавать, сколько угадывать и жителей старинных русских усадеб, и книжных героев.

Легкие, летучие штрихи создают атмосферу Диккенса и Гофмана. Черный конь, отпрянувший от незримого препятствия, заставляет вспомнить магические существа из более поздней литературной традиции — и толкиеновских назгулов, и фестралов из «Гарри Поттера».

Благодаря посткроссингу я могу поделиться любимыми всадниками с теми, кто тоже любит искусство, в том числе не самые растиражированные картины
Благодаря посткроссингу я могу поделиться любимыми всадниками с теми, кто тоже любит искусство, в том числе не самые растиражированные картины

Подробнее узнать о художнике оказалось не так просто, в интернете лишь крупицы и осколки. Вот что удалось собрать.

Мастер «тихого искусства»

Этот поистине волшебный Мастер, казалось бы, и сам должен принадлежать не столько веку двадцатому, сколько девятнадцатому с его поэзией старинных усадеб, к какому-нибудь рафинированному дворянскому роду. Тем удивительнее было узнать, что Михаил Ксенофонтович Соколов — сын бондаря из Ярославля, ставший художником вопреки воле родных и не получивший систематического образования.

Его недолгая жизнь могла бы стать основой для романа или фильма. Вся она — 62 года — уложилась между 1885-м и 1947-м годами, когда бушевали войны и революции. Матрос Балфлота, Михаил был активным участником февральской революции, но быстро потерял интерес к политике и вышел в отставку.

Несмотря на свое пролетарское происхождение, Соколов им не воспользовался — он был лишен карьерных устремлений и не стремился быть обласканным властью, так же как нисколько не интересовался историческими катаклизмами современности.

Мало того, он не входил ни в одно из тогдашних художественных объединений, лишь ненадолго сблизился с группой «Маковец», идеологом которой был Павел Флоренский, а в 1916–1917 годах принимал участие в выставках «Мира искусства» в Петрограде.

Это был настоящий художник-романтик, что подчеркивала и его нарочито артистическая манера одеваться, и отвлеченность от актуальной революционной тематики. Искусство Соколова привлекали только вечные сюжеты.

Начинал он как левый авангардист, причем и в изобразительном искусстве, и в поэзии. Михаил Соколов был человеком самобытным и ярким, и его окружение всегда составляли люди неординарные, например, искусствовед Николай Пунин или художник Леонид Никитин, который, как считают, привлек Соколова к тайной организации ордена тамплиеров, членом которой сам состоял.

К середине 1920-х годов Соколов начал воспринимать искусство как сакральную сферу, уничтожил свои прежние работы и начал большие серии, посвященные страстям Господним, прекрасным дамам, странствующим комедиантам, цирку, продолжая и развивая классические основы европейского искусства.

Именно тогда в его работах появились визионерские черты — туманные фигуры евангельских картин словно возникают из ничего, чтобы, не проявившись до конца, раствориться на глазах при более внимательном всматривании.

-3

А в 1930-х годах появились его «Всадники». Работы Соколова приобрел государственный музейный фонд, с 1928 года их целенаправленно собирала Третьяковская галерея. В середине 1920-х его картины экспонировали на Венецианской биеннале.

При этом бытовая жизнь художника складывалась очень тяжело. К сожалению, стереотип о голодном художнике здесь не миф, а горькая правда. Скульптор С. Орлов (автор памятника Юрию Долгорукому в Москве) упоминал в письме:

«Благодаря тому, что какие-то олухи причислили его к формалистам, человек живет в невероятных условиях, голодает — одним словом, бедствует, пожалуй, так, как бедствовать у нас сейчас приходится немногим. А художник воистину замечательный, впитавший в себя все благородные традиции французских мастеров последнего столетия, он все-таки с очень яркой своей физиономией создал шедевры, которые будут в состоянии выдержать соседство любого импрессиониста».

Но в 1938 году, едва получив благодаря хлопотам друзей мастерскую в знаменитом доме художников на Верхней Масловке, Соколов был арестован и приговорен к семи годам исправительно-трудовых лагерей. Возможно, дефицитная жилплощадь оказалась кому-то более необходима.

И вот все эти годы друзья на воле получали в письмах миниатюры художника — рисунки, акварели величиной со спичечный коробок, исполненные подручными материалами, сыпучим цветным мелом или просто спичкой и чернилами.

«Рисунки делались на маленьких листочках бумаги, иногда на конфетных обертках, пером, карандашом и были чуть подкрашены. В Москве ими любовались как живописными видениями. В них изображались тайга, снег, сосны» (искусствовед Н. Тарабукин).

В миниатюрных лагерных шедеврах Михаила Ксенофонтовича было всё то же, что он писал на воле: прекрасные дамы, лагуны и аллеи, конные парады, барская охота, уютные голландские зимние пейзажи. В мировой истории искусства ГУЛАГ останется именно этими «миражами».

-4

После освобождения художник жил в Рыбинске, поскольку в Москве ему жить запрещалось. Все последние годы Михаил Ксенофонтович продолжал работать, оставаясь верным своей романтической мечте о прекрасном. Его близкий друг Николай Тарабукин называл Соколова «апостолом прекрасного».

Имя и картины художника вернулись к нам в середине 1960-х годов. Интересное совпадение: тогда как раз публиковался роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», и однодневная выставка на Кузнецком мосту породила слух о великом Мастере.

Искусствоведы пишут о Соколове: «замечательный мастер русского "тихого искусства", своеобразный "поздний романтик"; создавал артистически экспрессивную живопись и графику, полную исторических реминисценций, тонкой, созерцательной поэзии».

Однако его поэтическое наследие до сих пор остается малоизученным.

Соколов сам, словно один из своих таинственных всадников, посетил нас и исчез, и остается многое разгадывать, расшифровывать и изучать (творчество художника ждет своего исследователя), а главное — любоваться его рисунками и картинами.

«…я хочу вечности! Смешно. Не правда ли? Уж такой я жадный сейчас до жизни, до всего живого... Как мне хочется поделиться с Вами этой жаждой жизни, чтобы Вы поняли все очарование жизни, ее непререкаемое…» (М.К. Соколов, из письма Н.В. Верещагиной-Розановой. 1947)

Книги об искусстве:

Искусство на открытках:

#МихаилСоколов

#всадники

#художник

Оригинал здесь