«Старый морской волк, влюбленный в море и Волгу» — так писал о капитане Волжского пароходства Андрее Яковлеве его ученик. Андрей Иосифович, отдавший флоту 60 лет, — личность на Волге легендарная. Долгие годы он стоял на мостике «Володарского», а в перерывах между навигациями преподавал специальную лоцию и судовую практику в Горьковском речном училище. Сотни волжских судоводителей вспоминают о нем как о талантливом педагоге и наставнике.
Историю выдающегося волгаря рассказываем на канале «История Волжского пароходства».
От шхуны до ледокола
Андрей Яковлев родился в 1870 году в дворянской семье. В 18 лет окончил мореходные классы в Рыбинске, которые за три десятилетия выпустили немало моряков торгового флота и капитанов речных пароходов. Тогда еще в старинном волжском городке не было своего речного училища, он открылся буквально через год после того, как Яковлев закончил обучение.
Выпустившись, наш герой поступил юнгой на новенькую паровую шхуну «Севан», винтовой пароход со стальным корпусом, построенный в 1886 году для товаро-пассажирских перевозок в бассейне Каспийского моря.
Затем Андрей Яковлев работал рулевым на пароходе «Жуковский» общества «Самолет». Судно было построено в 1880 году в волжском селе Ровное на базе сгоревшего пассажирского парохода «Вера». Подробнее о знаменитом на всю Волгу пароходном обществе «Самолет» читайте в нашей статье.
Набравшись опыта в должности помощника капитана на портовых буксирах, в 1897 году Андрей Яковлев поднялся на мостик парохода «Гончаров», который был построен для товарищества «Самолет» в 1895 году в Бельгии. Также наш герой работал командиром волжского парохода «Тверь».
Об опыте и знаниях молодого капитана Яковлева явно свидетельствует следующий факт: Андрей Иосифович участвовал в приемке ледокола «Ермак» в Англии, построенного по заказу России в 1898 году. Событие поистине историческое, так как «Ермак» был первым в мире ледоколом, способным форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. Идея строительства такого судна принадлежала вице-адмиралу Степану Макарову. В апреле 1899 года ледокол освободил затертые льдом у Ревеля пароходы, а летом 1899 года Макаров совершил на «Ермаке» поход в Арктику.
Как пишут биографы, Андрей Яковлев считал одним из самых незабываемых моментов в своей жизни общение с вице-адмиралом, кораблестроителем и океанографом Степаном Макаровым и знаменитым путешественником Николаем Миклухо-Маклаем. Встречи с этими легендарными личностями произошли именно благодаря ледоколу «Ермак». Кстати, наш герой за участие в приемке судна был награжден именными часами.
«Володарский» — из трудяги и героя в актеры
С 1923 года судьба капитана Яковлева была связана с пароходом «Володарский» (первое название — «Великая княжна Ольга Николаевна»). Мы уже рассказывали о том, как в 1912 году пароходное общество «Самолет» заказало нижегородскому судостроительному заводу выпуск двух роскошных двухпалубных колесных грузопассажирских пароходов, названных в честь дочерей императора Николая II, — «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Подробнее о них читайте в нашей статье.
Андрей Яковлев возглавил команду парохода уже в тот момент, когда после национализации флота его переименовали в «Володарский». В 1920-е годы судно обновили — установили новые механизмы, в носовом и кормовом трюмах появились электромеханические подъемники-выгружатели, которые значительно облегчили труд экипажа и повысили производительность труда.
В 1927 году за выполнение плана и безаварийную работу команде «Володарского» под руководством Андрея Яковлева присудили премию Волжского речного пароходства и серебро в соцсоревновании. Осенью этого же года экипаж парохода отличился, потушив пожар в деревне. Ночью матрос заметил возгорание, капитан объявил пожарную тревогу, пароход подошел к берегу. Огонь распространялся в 100 метрах от кромки воды. Матросы быстро потушили возгорание. За это команда получила благодарность от пароходства.
К слову, «Володарский» — пароход кинематографический. Он стал героем фильмов «Хождение по мукам», «Очарованный странник» и «Васса». Макет этого судна могут увидеть все желающие, посетив выставочное пространство «Река-Река» в центральном офисе Волжского пароходства по адресу: г. Нижний Новгород, пл. Маркина, 15А.
Капитан-флагман
Андрея Иосифовича Яковлева историки называют капитаном-флагманом Волги тех лет. Он обладал энциклопедическими знаниями по истории волжского судоходства, хорошо знал традиции и быт волгарей.
В перерывах между навигациями наш герой преподавал специальную лоцию и судовую практику сначала в Казанском речном училище, затем около 30 лет в Горьковском речном училище. Среди речников пользовался непререкаемым авторитетом и популярностью. Сотни волжских судоводителей вспоминали о нем как о талантливом педагоге и воспитателе.
«Андрей Иосифович Яковлев преподавал спецлоцию, подкрепляя теорию реальными историями, происшедшими с судоводителями на Волге», — рассказала Валентина Князева, студентка нашего героя, которая стала штурманом и более полувека проработала в пароходстве.
Очень уважительно и душевно о капитане Яковлеве написал в книге «Крутые версты от Суры» Порфирий Андреев:
«Руководит практикой старый морской волк Андрей Иосифович Яковлев, влюбленный в море и Волгу. Он всеми силами старается привить эту любовь нам, рассказывает иногда на баке различные морские истории. Андрей Иосифович был отличным педагогом и хорошим психологом, внимательно присматривался к воспитанникам, старался понять, кто чем дышит. Нам полагается вести дневник с описанием всех событий на судне и вокруг него, фиксировать все его маневры, а также местонахождение судна каждые сутки. Дневник ведет сам преподаватель».
Во всех учебных заведениях Министерства речного флота РСФСР использовался учебник судовой практики, созданный А.И. Яковлевым вместе с И.С. Мореходовым. Его богатейший жизненный и более чем 60-летний судоводительский опыт помогали в воспитании нескольких поколений речников. Андрей Яковлев также активно занимался общественной деятельностью, был избран в Горьковский городской Совет депутатов трудящихся.
А еще у него было интересное хобби, тоже связанное с работой, — Яковлев всю жизнь увлекался судомоделированием, изготовил целую флотилию моделей судов, которые и сегодня хранятся в различных музеях страны. Созданные им наглядные пособия, макеты, модели парусных и паровых судов десятки лет использовались в обучении новых поколений моряков и речников. В Музее речного флота хранится карта Волги издания 1860 года — подарок капитана Яковлева.
Топ-5 статей о героях
На канале «История Волжского пароходства» выходит цикл материалов о выдающихся личностях на флоте, героях, легендарных капитанах. Вы можете почитать статьи о:
1. Михаиле Девятаеве — знаменитом военном летчике, герое СССР, капитане судна на подводных крыльях «Ракета»;
2. Анне Щетининой — первой в мире женщине-капитане дальнего плавания;
3. Льве Галашине — отважном капитане судна «Парижская коммуна», экипаж которого вывез из осажденного Сталинграда около 20 000 человек.
4. Марии Галяткиной — первой женщине-капитане на Волге, фронтовичке, возглавлявшей единственный в мире женский экипаж буксирного парохода;
5. Леониде Пушкареве — первом капитане речного исполина «Волго-Дон 1», герое Соцтруда, капитане-наставнике Волжского пароходства, авторе учебников, по которым учились многие судоводители.