Найти в Дзене

История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов

Оглавление

В год 180-летия Волжского пароходства продолжаем рассказывать об интересных фактах в истории развития речного флота.

Сложная судьба может выпасть не только людям. Двухпалубные колесные пароходы «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Великая княжна Ольга Николаевна» — яркий пример того, насколько непредсказуемой бывает жизнь.

Пассажирские перевозки, революция, эвакуация мирного населения, несколько переименований, служба в Волжском объединенном речном пароходстве, участие в съемках известных фильмов — подробности в нашем материале.

💡Подпишитесь на канал «История Волжского пароходства», и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиной в 180 лет!

Рождение пароходов

В 1912 году судоходное общество «Самолет», одно из крупнейших российских дореволюционных пароходств на Волге, заказало нижегородскому судостроительному заводу изготовление двух роскошных двухпалубных колесных грузопассажирских пароходов, названных в честь дочерей императора Николая II, — «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». Их длина составляла 91,4 м, а ширина — 18,3 м. На нижних палубах располагались 122 каюты 3-го и 4-го классов, на верхних палубах — каюты 1-го и 2-го классов (26 одноместных и 30 двухместных номеров).

В свой первый рейс (Нижний Новгород – Астрахань) «речные княжны» отправились летом 1914 года.

Коренные переломы в истории страны

Мирная трудовая жизнь пароходов продлилась совсем недолго: началась Октябрьская революция. Роскошные суда встретили это время с новыми названиями: пароход «Великая княжна Ольга Николаевна» стал «Алешей Поповичем», а «Великая княжна Татьяна Николаевна» — «Добрыней Никитичем». Но уже в 1918 году, после национализации флота, суда вновь переименовали — в «Володарский» и «Спартак».

Пароход «Володарский» («Великая княжна Ольга Николаевна») 
Фото: Николай Владимирович Мошков / fleetphoto.ru
Пароход «Володарский» («Великая княжна Ольга Николаевна») Фото: Николай Владимирович Мошков / fleetphoto.ru

Позже «Спартак» стал штабным судном Волжской военной флотилии на реке Каме и на Волге, у Царицына (нынешнего Волгограда), а «Володарский» — агитпароходом.

👉Кстати, о том, как создавалась волжская военная флотилия, читайте в нашей статье: https://dzen.ru/a/ZQAW0VGLYgXb1g8G?share_to=link.

После революции пароходы ходили по маршруту Горький — Астрахань, на судах готовили новое поколение речников. В годы Великой Отечественной войны «Спартак» и «Володарский» доставляли грузы, были задействованы в эвакуации раненых из Сталинграда.

Пароход «Спартак» («Великая княжна Татьяна Николаевна») 
Фото: PROKOF / fleetphoto.ru
Пароход «Спартак» («Великая княжна Татьяна Николаевна») Фото: PROKOF / fleetphoto.ru

Советский кинематограф

В конце сороковых годов пароходы возвращаются к привычной жизни и возят по Волге пассажиров и грузы. Красота дореволюционных судов привлекает внимание именитых режиссеров — так пароходы неоднократно появляются на телеэкранах. «Спартак» в 69-летнем возрасте стал «Ласточкой» в кинокартине Э. Рязанова «Жестокий романс», а «Володарский» — героем фильмов «Хождение по мукам», «Очарованный странник» и «Васса».

Пароход «Спартак» в кинокартине Э. Рязанова «Жестокий романс»
Пароход «Спартак» в кинокартине Э. Рязанова «Жестокий романс»

Последний рейс

В конце восьмидесятых годов «Володарский» был признан памятником истории и техники. По планам после 2000 г. пароход должен был переквалифицироваться в плавучий музей, который с помощью буксира можно доставлять в любой поволжский город. К сожалению, задумку не удалось воплотить в жизнь. В 1990 году «Володарский» по причине аварии был выведен из эксплуатации. «Спартак» был в строю до 1991 года.

Позже пароходы были проданы коммерческой фирме для восстановления и дальнейшей перевозки пассажиров, однако ремонтные работы так и не начались. В 2000 году суда, стоявшие под Аксаем (Ростовская область), сгорели, остатки конструкций были разобраны на металл.

Экспонат в здании Волжского пароходства

Макет парохода «Великая княжна Ольга Николаевна» могут увидеть все желающие, посетив выставочное пространство «Река-Река» по адресу г. Н. Новгород, пл. Маркина, 15А.

Макет парохода «Великая княжна Ольга Николаевна»
Макет парохода «Великая княжна Ольга Николаевна»

👉 Подпишитесь на наш канал, следите за новостями и интересными публикациями!