Интерес к изучению своей страны, природы и быта возрастал в России с развитием транспортных путей, в первую очередь водных и железнодорожных. К середине XIX века появилось большое количество людей, выбирающих в качестве досуга путешествия по великой реке.
Кто запустил первые туристические круизы по Волге и сделал речной туризм популярным?
💡Оставайтесь на нашем канале, и мы отправимся вместе в увлекательное путешествие длиною в 180 лет!
Лучшие виды с Волги
Не секрет, что лучшие виды на природу открываются именно с воды, а неспешное движение судна по реке — отличный способ всё подробно рассмотреть. Первым туристическим оператором в России, который стал предлагать отдых на воде, стало акционерное общество «Самолёт», открывшееся в 1853 году в Твери.
Владельцы компании — бывший капитан российского флота Владимир Александрович фон Глазенап и титулярный советник Максимилиан Густавович Бехагаль фон Адлерскрон. Предприниматели решили наладить регулярное пароходное сообщение между Тверью, Рыбинском и Ярославлем.
В итоге по Волге курсировало более 40 комфортабельных пассажирских пароходов общества «Самолёт», а сама компания проработала вплоть до революции. Туристы плавали на судах общества по Волге от Твери до Астрахани, по Оке от Нижнего Новгорода до Рязани, по Каме до Перми.
Почему именно «Самолёт»?
В русском языке слово «самолёт» в 19 веке было связано не только с воздухоплаванием. Так называли специальный челнок в ткацком станке и даже некое подобие сохи.
В начале XIX века по Волге ходили преимущественно старинные суда: расшивы, беляны, гусины. В движение они приводились с помощью парусов, гребцов или просто плыли по течению. Когда же появились первые пароходы, способные быстро двигаться, их стали называть «самолётами».
Кстати, мы уже писали о знаменитых белянах — лодках, которые до сих пор удивляют судостроителей. Подробнее 👇🏻
Беляны: история одноразовых судов размером с футбольное поле
Первый туроператор
Круизы общества «Самолёт» были очень популярны среди желающих отправиться в путешествие по великой русской реке. Компания предлагала удивительный по тем временам уровень комфорта в пассажирских пароходах. Впечатляла дорогая и изысканная отделка салона и кают. Колонны, карнизы, хрустальные люстры, кожаные диваны, красное дерево… Всё это убранство располагало к спокойному отдыху.
Каюты 1-го и 2-го классов находились на верхних палубах. Там размещались состоятельные люди: офицеры и чиновники, фабриканты и коммерсанты. Иногда встречались модные писатели, художники, музыканты. Каюты 3-го и 4-го классов находились ниже, и они разительно отличались по уровню комфорта: обстановка чем-то напоминала плацкарт — общие помещения с двумя ярусами лежачих мест.
Собственный путеводитель
Ещё одной уникальной чертой пароходства «Самолёт» было то, что каждый их пассажир получал экземпляр книги под названием «Волга от Твери до Астрахани». Это был первый в России путеводитель, который знакомил отдыхающих с самыми интересными местами на маршруте.
«Книга эта, будучи чужда всяких научных претензий, должна давать путнику по возможности ясное и верное понятие о всех замечательных поволжских местностях», — писал глава общества Владимир Глазенап.
Подрядчика искали долго. По неизвестным причинам владельцы общества «Самолёт» отказались от услуг профессиональных писателей. Созданием первого волжского путеводителя занялся Николай Боголюбов, который был известным художником, путешественником и историком.
Летом 1861 года Боголюбову предложили бесплатно совершить путешествие по Волге и составить путеводитель. Он делал заметки, описывал впечатления, записывал данные и отправлял главы в общество «Самолёт». В конторе их читали, вносили необходимые правки, уточняли статистические и научные сведения. По словам историков, над путеводителем трудился целый штат сотрудников пароходства — хотели, чтобы всё было идеально. В итоге получилась удивительная книга.
В путеводителе «Волга от Твери до Астрахани»:
🗺️ были подробно описаны города и быт людей;
🗺️ каждая глава посвящена области, через которую проходил Волжский водный путь, сюда вошли населённые пункты, исторические и природные достопримечательности Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской и Астраханской губерний;
🗺️ дана физико-географическая характеристика бассейна Волги — описаны протяжённость реки, средняя глубина и ширина, особенности русла на разных участках;
🗺️рассказывалось о типах грузового и пассажирского речного транспорта, который курсировал по Волге в 1860-х г.г.;
🗺️тексты сопровождались красивыми иллюстрациями, подготовленными братом Николая Боголюбова — Алексеем, который вместе с ним путешествовал по Волге.
Большое количество обработанной информации и уникальное оформление позволили путеводителю «Волга от Твери до Астрахани» стать образцом для создания более поздней литературы этого жанра.
Интересный факт:
Братья Боголюбова были прямыми потомками Александра Радищева. Первый писатель-путешественник написал своеобразный «путеводитель», описывающий «Путешествие из Петербурга в Москву».
Читайте также:
Идем по звездам — как моряки находили путь без навигаторов?
Мариинская водная система Петра I: как Волгу соединили с Балтикой?
История «речных княжон»: необычная судьба двухпалубных пароходов-близнецов