Найти тему

Этикет рабочей переписке по email: как показать себя с лучшей стороны и избежать конфликтов

Оглавление

В переписке по электронной почте чаще, чем в других каналах коммуникации, возникают недопонимания. Так опрос Preply показал, что 83% работников столкнулись с пассивно-агрессивными письмами от коллег.

Политические разногласия, нетактичные высказывания, поиск виноватых – все это в текстовых сообщениях воспринимается особенно остро.

Мы – диджитал-агентство для эйчаров. Наш сайт: lights-on.pro
Мы – диджитал-агентство для эйчаров. Наш сайт: lights-on.pro

Что эйчару подчеркнуть при беседе с сотрудниками?

  1. Важность командной работы
    Напоминание о том, что здесь все трудятся для общей цели, поэтому без взаимного уважения никак, а остальное можно вынести за скобки рабочего места.
  2. Стиль общения
    У всех разные способы вести коммуникацию: кто-то выбирает классику (приветствие, основная часть и подпись), а кто-то на тщательно выверенное письмо отвечает: “ок”.
  3. Не сиюминутная отправка
    Накал эмоций, усталость после рабочего дня торопят нажать на заветную кнопку. Глубокий вдох и обязательное перечитывание письма помогут не наделать ошибок.
  4. Использование ИИ
    Если не хочется вновь погружаться в контекст сообщения, загрузите его в одну из нейросетей. Там исправят ошибки и сделают тон более благожелательным.
  5. Выбор простой структуры для имейла:
  • что произошло
  • почему это важно
  • что с этим делать
  • в конце конкретные просьбы адресатам

По-хорошему, нужно соблюдать email-этикет в любых письмах.

Базовые правила

  • На каждую тему – отдельное письмо
  • На каждую мысль – отдельный абзац
  • Продумать заголовок
  • Указать срочность
  • Писать в начале о самом важном
  • Вынести в подпись всю контактную информацию

Тема – залог того, что письмо откроют

Идеально, когда при взгляде на нее считывается от 40% до 80% смысловой нагрузки сообщения.

Что добавить в тему:

  1. Контекст
  2. Название проекта, вопрос, задача
  3. Статус или срок

Примеры:

  • Проект для компании Х «Делай быстро» [Защита перед советом директоров]
  • Обсуждение Big Idea на стратегической сессии [Конспект со встречи 22.02.]
  • Подготовка к корпоративу на Бали [Выбор локации и согласование]
  • А еще внимательность и финальная вычитка письма перед отправкой – обязательные условия, чтобы избежать конфузов. В мессенджерах вы хотя бы историю подчистить можете))

Проверить еще раз:

  1. ФИО, должности и зоны ответственности
  2. Прикрепленные материалы, вшитые ссылки
  3. Пересылаемые письма и адресаты

Структура письма по 3-м типовым запросам:

1. Постановка ТЗ

  • Контекст
  • Сама задача
  • Ожидаемый результат
  • Дедлайн или примерный срок
  • Последующие действия, если работа продолжится
  • Прикрепленные материалы

2. Презентация проекта

  • Контекст
  • Связь с текущими проектами (по желанию)
  • Цель и задачи
  • Ожидаемый результат
  • Показатели эффективности и критерии оценки
  • Стоимость
  • Риски и подводные камни

3️. Решение непростых вопросов

  • Что произошло
  • Почему это произошло
  • К чему это приведет
  • Что нужно сделать

Как еще упростить жизнь адресатам

Прикрепить сразу все материалы, о которых идет речь в письме

«Я добавила скриншоты переписки, приложение и запись звонка»

Давать несколько вариантов на выбор

«На 1 марта у нас есть слоты в 11:00, 12:30 и 14:30. Какое время вам предпочтительнее?»

Напоминать о договоренностях и писать саммари

«На созвоне 11 февраля мы с вами пришли нашли компромисс насчет обложки»

Не ставить ультиматумы, а давать право на отказ

«Наш проект начнется 30 мая, поэтому, надеемся, что к 1 мая вы отправите дизайн. Если не получится – сообщите заранее»

Предлагать новые решения, когда вы не можете помочь

«Я не успею создать макет за сегодняшний день, но у моей коллеги меньшая загрузка, попробуйте обратиться к ней»

Финальные штрихи

  • Когда адресат не отвечает – подождите хотя бы 3 дня, затем напомните (не касается срочных задач).
  • Когда вы не можете ответить сразу – напишите об этом, обозначив срок, за который посмотрите письмо.

Тема этикета в рабочих переписках тоже нуждается в запоминании и повторении, хотя и не так, как правила сервировки стола. Надеемся, что благодаря нашему краткому экскурсу вам станет проще составлять официально-деловые письма, а страх допустить ошибку улетучится.