В прошлой статье мы рассматривали вопрос о целесообразности прохождения полиграфа. А зачем нужен полиграф полиции?
Как я уже писал, сами по себе результаты проверки на полиграфе не являются достаточным доказательством. При совокупности иных доказательств суд может учесть результаты полиграфа, а может не обратить на них внимание. Заранее предугадать отношение суда к результатам полиграфа невозможно, так зачем полицейские регулярно направляют фигурантов уголовных дел на эту процедуру?
Вас никогда не удивляло то обстоятельство, что возникшие «во благо» правоохранительные органы превратились в сгусток злоупотреблений? Почему люди, поступающие на службу в полицию «служить и защищать», сами становятся преступниками – вышибают показания, подбрасывают улики, подделывают служебные документы? Не нужно думать, что все идут на службу в полицию по коррупционным мотивам, многие на самом деле стремятся бороться с преступностью.
У каждой монеты две стороны – аверс и реверс. На каждой работе есть показатели: количество изготовленных деталей, собранного зерна, проданного товара. Показатели созданы для того, чтобы мотивировать наемного сотрудника работать. В зависимости от показателей сотрудник может получить премию, а может лишиться части зарплаты. Есть эти показатели и в полиции. Еще с советских времен в каждом подразделении внутренних дел существуют определенные «нормы выработки» - количество составленных протоколов, раскрытых преступлений, задержанных преступников и т.д.
В настоящее время официально эти показатели отменены. Существуют ведомственные приказы, запрещающие требовать от сотрудников определенного количества протоколов об административных правонарушений или раскрытых преступлений. Под угрозой дисциплинарного взыскания запрещено применять любимый показатель руководства – АППГ (аналогичный период прошлого года).
Откуда же тогда берутся ролики в интернете о том, как руководство ДПС ставит норму выработки своим сотрудникам? Почему начальник ОМВД периодически говорил мне – «в этом месяце больше не нужно раскрывать»? Официально «палочную систему» отменили, но для того, чтобы мотивировать сотрудников показатели нужны, иначе многие вообще перестанут работать. Но одно дело, когда речь идет о надоях, а другое дело, когда показателями являются раскрытия преступлений. Если в этом марте подразделение раскрыло какое-то количество преступлений, то в следующем году начальник потребует раскрыть столько же – меньше нельзя, но и больше не нужно.
Именно поэтому и происходят «подбросы наркотиков», допросы с электрошокерами – от сотрудников требуют выполнить норму раскрытий. Не хочу здесь обсуждать несправедливые решения российских судей и вообще обвинительный уклон нашей юстиции (хотя опытные опера и следаки, зная это обстоятельство, намерено набивают уголовные дела косвенными уликами). Но при чем же здесь полиграф?
Проверка полиграфом может быть предложена фигуранту как на стадии рассмотрения материала проверки (до возбуждения уголовного дела), так и в рамках уже возбужденного. В первом случае полиграф назначит оперативник, во втором следователь.
Как правило, оперативник предлагает пройти проверку на полиграфе фигуранту, в отношении которого есть определенные подозрения в совершении преступления, но веские доказательства отсутствуют. Уже предлагая такую проверку оперативник смотрит на поведение фигуранта – откажется или согласится? Если отказался, то почему? Из-за проблем со здоровьем или уверен в предвзятости такой проверки? Если согласился, то как вел себя при этом? Нервничал или был спокоен?
Если человек согласился на полиграф, то оперативник связывается с полиграфологом, назначает дату проверки. Такая проверка проводится на основании подготовленного задания с перечнем интересующих вопросов. Более того, сыщик в обязательном порядке предварительно встретится со специалистом-полиграфологом, обсудит все нюансы преступления, все слабые и сильные места расследования. В перечне задаваемых вопросов могут оказаться такие, которые на первый взгляд не имеют отношения к преступлению – таким образом проводится отработка различных версий оперативника.
После проверки полиграфолог готовит письменное заключение для инициатора (оперативника). Разумеется, что и устно он тоже обсудит с сыщиком результаты проверки. Иногда можно услышать – «точно не он, не трать время», «он, очень сильные реакции», «не уверен точно, но вот на такие-то вопросы среагировал». Исходя из этого оперативник построит дальнейшую работу по раскрытию преступления. Или целиком сосредоточится на этом фигуранте (при определенной настойчивости и знании где искать, можно найти веские доказательства вины) или же отбросит эту кандидатуру, как ненужную.
Нужно понимать, что у оперативников и следователей разные показатели работы. Для оперативника значимым является задержание преступника («сводка о раскрытии») и дальнейшее направление дела в суд («карточка 1.2»). Судьба уголовного дела в суде сыщику не интересна. Он свою работу выполнил.
Следователю же важно, чтобы направленное им в суд дело (первый показатель), не вернулось обратно на доследование («дослед») или же не окончилось оправдательным приговором. Таким образом, следователь заинтересован «набить» уголовное дело множеством, пусть и косвенных, улик. Пусть даже в суде преступление будет переквалифицировано на менее тяжкое, главное, чтобы не было оправдания.
Как мы знаем, исследование на полиграфе не должно признаваться отдельным доказательством в суде. А вот показания полиграфолога, допрошенного как эксперта (специалиста), таким доказательством являются. Таким образом проверка на полиграфе дает следователю, можно сказать, полтора доказательства – показания эксперта, как 100% доказательство и само исследование, которое вкупе с другими уликами может быть также признано доказательством.
Соответственно согласие на проверку полиграфом не дает фигуранту дела ничего положительного – даже если результаты будут в его пользу. Такое доказательство просто не будет признано судом.
Помимо помощи при раскрытии преступлений полиграф также используется в полиции при проведении служебных проверок, приеме на службу, назначение на другую должность. Как Вы понимаете, при отказе от полиграфа при приеме на службу такого человека на возьмут на работу, поэтому можно сказать, что здесь применение полиграфа – добровольно-принудительное.
Понравилась статья? Ставьте лайки, пишите комментарии. Подписывайтесь, будет много интересного.