Наряду с прямым финансированием исследований и разработок (ИР) ведущие и развивающиеся экономики ОЭСР в последние десятилетия все чаще применяют налоговые льготы. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проанализировал их влияние на общую поддержку и развитие науки, опираясь на обзор по проекту microBERD+, цель которого — оценка эффектов налоговых льгот для стимулирования инвестиций в ИР со стороны бизнеса.
Справочно: Проект ОЭСР microBeRD+ изучает распространенность и влияние мер государственной поддержки на ИР в предпринимательском секторе. Источником для анализа служат микроданные об ИР компаний, полученные по результатам национальных опросов 22 стран (собирается информация об отраслевой принадлежности компании, численности сотрудников, объемах выручки, типе собственности, выполняемых и заказываемых видах ИР, источниках финансирования и структуре затрат на ИР), а также административные сведения о налоговых льготах.
Главные выводы:
- Если в 2000 г. налоговые льготы в группе стран, представленных в базе данных ОЭСР, составляли в среднем порядка 30% общего объема государственной поддержки ИР в предпринимательском секторе науки, то в 2020 г. значение показателя достигло уже 55%.
- Соотношение между прямой и косвенной поддержкой ИР в отдельных странах заметно варьирует: например, в Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Португалии в структуре мер финансирования науки превалируют налоговые льготы; а в Южной Корее, Венгрии, Польше, Новой Зеландии, как и в России, — прямое государственное финансирование.
- По оценкам ОЭСР, средний коэффициент приращения (КП) ИР по исследуемым странам составил 1,4 (то есть на одну дополнительную единицу налоговой поддержки со стороны государства приходится 1.4 дополнительных единиц затрат на ИР со стороны бизнеса). Эффект налогового стимулирования в крупных компаниях выражен менее (КП: 0,4), чем в средних (КП: 1,4) и малых (КП: 1,6).
- Среди рассмотренных форм налоговой поддержки наибольшую эффективность показали такие меры, как снижение выплат по социальному страхованию для исследовательских организаций и налоговые вычеты по расходам на ИР для малых технологических компаний.
- Другой вывод доклада состоит в том, что прямое финансирование влияет на инвестиции бизнеса в ИР так же, как и налоговые льготы (КП: 1,4). Анализ ОЭСР свидетельствует, в частности, о позитивном влиянии налоговой и прямой поддержки на такие показатели, как объем продаж, занятость и производительность труда в большинстве стран. Это, подчеркивают авторы, указывает на взаимодополняемость мер прямой и косвенной поддержки.
Комментирует Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Россия выступает одним из лидеров по масштабам господдержки ИР в предпринимательском секторе, но она осуществляется преимущественно за счет прямого финансирования, а доля налоговых льгот незначительна (0,36 и 0,11% ВВП соответственно). Страна имеет потенциал для наращивания объемов косвенной поддержки ИР за счет расширения льгот по налогу на прибыль (например, распространения вычета по расходам на НИОКР на все их направления, а не только на приоритетные), снижения тарифов страховых взносов для исследователей (до уровня ИТ-компаний), возмещения НДС при покупке российского исследовательского оборудования (аналогичная льгота действует в Китае) и ряда других мер.
По ссылке представлены более подробные сведения.