Мечтаешь о том, чтобы твой бизнес взлетел к вершинам, как ракета Илона Маска?
Хватит мечтать, пора действовать!
В этой статье я поделюсь с тобой секретами, которые помогут тебе масштабировать свой бизнес и достичь головокружительных результатов.
Но помни: путь к успеху тернист. Тебя ждут не только взлеты, но и падения.
Но если ты готов к трудностям и упорно трудишься, то обязательно добьешься своего!
Итак, в путь!
Как понять, что бизнес готов к масштабированию
На это укажут финансовые показатели организации. Поэтому первым условием на пути к масштабированию является наличие в компании финансовой отчётности, которая покажет, в каком состоянии находится организация.
Советую обратить внимание на следующие показатели.
- Чистая прибыль — если она стабильна, бизнес с большей вероятность может себе позволить открыть ещё несколько торговых точек или расширить ассортимент.
- Денежный поток — если он положительный, то у компании хватит денег на текущие платежи и на инвестиции для расширения.
Показатели рентабельности по маржинальной, валовой и операционной прибыли — они позволяют оценить эффективность производства и продаж. - Выручка — если наблюдается её рост, значит, спрос на продукцию или услуги тоже растёт.
- Оборачиваемость активов — чем выше этот показатель, тем эффективнее компания использует свои ресурсы.
- Долгосрочные долги и их соотношение ко всем активам предприятия — если их слишком много, то расширяться в таких условиях нельзя.
Разобравшись с показателями, важно убедиться, что в организации чётко прописаны все бизнес-процессы. В условиях развития компании повышается сложность существующих бизнес-процессов, поэтому необходимо иметь чёткую структуру, инструкции, скрипты, инструменты и алгоритмы работы в разных условиях. Так будет проще внедрять и контролировать процесс масштабирования.
Существует ряд факторов, которые могут стать серьезным препятствием на пути к вершинам:
1. Кассовые разрывы:
Постоянное "тушение пожаров" в виде поиска денег на налоги, долги и зарплаты – верный признак того, что о расширении пока стоит забыть. Масштабирование в условиях нестабильности финансов может привести к катастрофе.
2. Незнание рынка и целевой аудитории:
Неизученный рынок может не принять увеличенный объем продукции или новую торговую точку. Вложения в материалы, оборудование, обучение и персонал окажутся напрасными, если некому будет покупать товар.
3. Нехватка персонала:
Новые мощности без достаточного количества сотрудников – путь к неликвидности сырья и материалов. Заранее продумайте кадровые вопросы, чтобы масштабирование не обернулось хаосом.
4. Отсутствие системы планирования:
Управляемый бизнес – залог успешного масштабирования. Чёткое понимание целей, прибыли, затрат и сроков – ваши компас и карта в этом путешествии.
5. Отсутствие "подушки безопасности":
Масштабироваться на последние деньги – авантюра, обреченная на провал. Запас средств на два-три месяца работы без прибыли – ваш спасательный круг на волнах перемен.
Как подготовиться к масштабированию
Шаг 1: Проведи SWOT-анализ – оцени свои сильные и слабые стороны
SWOT-анализ – это твой компас в мире возможностей и угроз.
Он поможет тебе:
- Оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие твоего бизнеса.
- Определить сильные и слабые стороны компании.
- Выявить перспективные направления для развития.
- Составить план действий для устранения недостатков и использования своих преимуществ.
Как провести SWOT-анализ:
- Составь таблицу с четырьмя колонками: Сильные стороны (S), Слабые стороны (W), Возможности (O) и Угрозы (T).
- В колонку S запиши все факторы, которые дают твоей компании конкурентные преимущества.Например: высокое качество продукции, уникальный ассортимент, узнаваемый бренд, лояльная клиентская база.
- В колонку W занеси все внутренние проблемы и ограничения, которые мешают развитию бизнеса.Например: ограниченные финансовые ресурсы, недостаточная квалификация персонала, устаревшее оборудование.
- В колонку O запиши все внешние факторы, которые могут стать новыми возможностями для твоего бизнеса.Например: рост спроса на продукцию, появление новых технологий, изменение законодательства в пользу бизнеса.
- В колонку T запиши все внешние угрозы, которые могут негативно повлиять на твою компанию.Например: появление новых конкурентов, экономический кризис, изменение потребительских предпочтений.
Проанализировав полученную информацию, вы сможете:
- Составить матрицу решений
- Найти способы устранения слабых сторон.
- Максимально использовать свои сильные стороны.
- Превратить возможности в преимущества.
- Снизить влияние угроз.
Шаг 2: Составь финансовую модель – просчитай все риски и возможности
Финансовая модель – это твой прогноз будущего.
Она поможет тебе:
- Оценить финансовые последствия различных вариантов масштабирования.
- Понять, какие инвестиции потребуются для реализации твоих планов.
- Определить, когда можно ожидать получения прибыли.
- Сократить риски и сделать масштабирование максимально эффективным.
Как составить финансовую модель:
- Определи основные показатели:Выручка: сколько денег ты планируешь получить от продажи своих товаров или услуг.
Переменные расходы: расходы, которые напрямую зависят от объема производства или продаж (например, материалы, зарплата производственного персонала).
Постоянные расходы: расходы, которые не зависят от объема производства или продаж (например, аренда, зарплата административного персонала).
Чистая прибыль: деньги, которые остаются после вычета всех расходов из выручки. - Спрогнозируй значения этих показателей на несколько периодов вперед.
- Используй для расчетов специальные программы или Excel.
- Рассмотри разные варианты развития событий и просчитай их влияние на финансовые показатели.
Финансовая модель – это не статичный документ.
Ее нужно регулярно обновлять, по мере изменения рыночной ситуации, цен на сырье, курса валют и других факторов.
Шаг 3. Нанять новых сотрудников и обучить их. С развитием бизнеса возникает необходимость расширения команды. Для начала необходимо оптимизировать текущие процессы и подготовить команду к повышенным нагрузкам. Например, автоматизировать часть рутинной работы, упростить согласование некоторых вопросов, по-другому распределить функции между специалистами.
Дальше требуется проанализировать текущую численность персонала и определить его эффективность. Это поможет понять, нужен ли наём новых профессионалов для обеспечения бесперебойной работы. Например, для работы в кондитерских Юлии требуется увеличить численность персонала в два раза.
Шаг 4. Обновить систему учёта. При масштабировании бизнеса важно проанализировать существующую систему учёта и при необходимости обновить её или модернизировать. Например, может потребоваться внедрение сервисов автоматизации.
Когда команда небольшая, сотрудники ведут задачи, как им удобно: список продуктов записывают на доске, учёт расходов ведут в обычной тетради, шеф-кондитер составляет новые рецепты в блокноте, а потом передаёт сотрудникам. С увеличением числа персонала такой подход перестанет быть эффективным.
Чтобы успешно обрабатывать все данные, необходимо:
- автоматизировать учёт;
- построить и систематизировать базы клиентов и поставщиков;
- наладить систему коммуникации между сотрудниками: создать рабочие группы и чаты, назначить ответственных лиц за результат.
Шаг 5. Прописать ключевые показатели и указать срок выполнения. Показатели помогают определить эффективность деятельности фирмы. Для нового филиала нужно установить конкретный результат и срок, за который точка должна выйти на данный уровень.
Как правильно оценить эффективность масштабирования
Прежде чем ступить на тропу масштабирования, тщательно подготовь свой корабль к этому путешествию.
И не забудь про компас, который поможет тебе не сбиться с пути!
Анализируйте финансовые показатели. При расширении бизнеса важно понимать, как меняются чистая прибыль и другие ключевые показатели. Чаще всего это выручка, себестоимость, маржинальность. Если план не выполнен, стоит проанализировать причины и пересмотреть бизнес-процессы. Например, изменить маркетинговую стратегию, запустить рекламную кампанию, нанять ещё сотрудников или дать больше времени для реализации плана. Если изменения не приносят результатов, лучше вернуться на шаг назад: поменять стратегию масштабирования или закрыть новую точку.
Чтобы анализировать показатели, каждому предприятию необходимо вести три главных управленческих отчёта.
Отчёт о движении денежных средств (ОДДС). Его ведут, чтобы знать, сколько денег сейчас на счетах, откуда они приходят и куда уходят со счетов компании.
Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ). Показывает точную чистую прибыль компании.
Управленческий Баланс. Содержит информацию о финансовом положении компании в конкретный момент времени.
Выстраивать все три отчета (ДДС, ОПИУ, БАЛАНАС) я обучаю финансистов на своем курсе «Эксперт по оцифровке бизнеса». Чтобы узнать подробнее, напишите мне в личные сообщения кодовое слово «Оцифровка»
Несмотря на то, что расширение бизнеса даёт существенные преимущества, в период масштабирования некоторые показатели могут ухудшаться: растут затраты, увеличиваются запасы и задолженность, снижается маржа. В рамках расширения или запуска новых продуктов, в краткосрочном периоде, это нормальный процесс. При этом каждое изменение нужно обязательно контролировать, анализировать и сопоставлять с ключевыми показателями.
Советую обратить внимание на следующие тревожные сигналы.
Регулярный мониторинг этих и других показателей поможет выявить проблемы на ранних этапах и принять меры для их решения. При этом важно учитывать окружение бизнеса и его специфику при оценке результатов.
Следите за динамикой спроса. В условиях масштабирования бизнеса нужно следить за динамикой спроса, как он меняется на всех точках. Если у второго филиала клиентов стало больше за счёт основного — это не очень хорошо. Необходимо выяснить, почему так получилось, и доработать маркетинговую стратегию по привлечению новых клиентов.
Анализируйте количество покупателей. На каждом этапе масштабирования нужно оценивать текущее количество клиентов и привлекать новых: поддерживать контакт, разрабатывать новые маркетинговые приёмы, укреплять уверенность в качестве товаров или услуг. При этом важно фиксировать, как часто покупатели возвращаются и делают повторные покупки.
Чек-лист: как безопасно масштабировать бизнес
- Убедиться, что бизнес готов к масштабированию, проанализировав его финансовую отчётность.
- Провести SWOT-анализ и проанализировать его результаты.
- Составить финмодель, чтобы оценить эффективность запуска нового направления или открытия новой точки.
- Оценить эффективность персонала и при необходимости расширить штат.
- Актуализировать систему учёта в организации, чтобы она отвечала новым задачам.
- Определить ключевые показатели масштабирования и следить за их выполнением.
- Выбрать стратегию расширения и оценивать его эффективность на каждом из этапов.
Больше про учет в моем 🔹Telegram-канале
📝 записаться на консультацию и получить план внедрения управленческого учета в свой бизнес бесплатно