Найти в Дзене

Как взлететь к вершинам: пошаговая инструкция по масштабированию бизнеса

Оглавление

Мечтаешь о том, чтобы твой бизнес взлетел к вершинам, как ракета Илона Маска?

Хватит мечтать, пора действовать!

В этой статье я поделюсь с тобой секретами, которые помогут тебе масштабировать свой бизнес и достичь головокружительных результатов.

Но помни: путь к успеху тернист. Тебя ждут не только взлеты, но и падения.

Но если ты готов к трудностям и упорно трудишься, то обязательно добьешься своего!

Итак, в путь!

Как понять, что бизнес готов к масштабированию

На это укажут финансовые показатели организации. Поэтому первым условием на пути к масштабированию является наличие в компании финансовой отчётности, которая покажет, в каком состоянии находится организация.

Советую обратить внимание на следующие показатели.

  1. Чистая прибыль — если она стабильна, бизнес с большей вероятность может себе позволить открыть ещё несколько торговых точек или расширить ассортимент.
  2. Денежный поток — если он положительный, то у компании хватит денег на текущие платежи и на инвестиции для расширения.
    Показатели рентабельности по маржинальной, валовой и операционной прибыли — они позволяют оценить эффективность производства и продаж.
  3. Выручка — если наблюдается её рост, значит, спрос на продукцию или услуги тоже растёт.
  4. Оборачиваемость активов — чем выше этот показатель, тем эффективнее компания использует свои ресурсы.
  5. Долгосрочные долги и их соотношение ко всем активам предприятия — если их слишком много, то расширяться в таких условиях нельзя.

Разобравшись с показателями, важно убедиться, что в организации чётко прописаны все бизнес-процессы. В условиях развития компании повышается сложность существующих бизнес-процессов, поэтому необходимо иметь чёткую структуру, инструкции, скрипты, инструменты и алгоритмы работы в разных условиях. Так будет проще внедрять и контролировать процесс масштабирования.

Существует ряд факторов, которые могут стать серьезным препятствием на пути к вершинам:


1. Кассовые разрывы:

Постоянное "тушение пожаров" в виде поиска денег на налоги, долги и зарплаты – верный признак того, что о расширении пока стоит забыть. Масштабирование в условиях нестабильности финансов может привести к катастрофе.

2. Незнание рынка и целевой аудитории:

Неизученный рынок может не принять увеличенный объем продукции или новую торговую точку. Вложения в материалы, оборудование, обучение и персонал окажутся напрасными, если некому будет покупать товар.

3. Нехватка персонала:

Новые мощности без достаточного количества сотрудников – путь к неликвидности сырья и материалов. Заранее продумайте кадровые вопросы, чтобы масштабирование не обернулось хаосом.

4. Отсутствие системы планирования:

Управляемый бизнес – залог успешного масштабирования. Чёткое понимание целей, прибыли, затрат и сроков – ваши компас и карта в этом путешествии.

5. Отсутствие "подушки безопасности":

Масштабироваться на последние деньги – авантюра, обреченная на провал. Запас средств на два-три месяца работы без прибыли – ваш спасательный круг на волнах перемен.


Как подготовиться к масштабированию

Шаг 1: Проведи SWOT-анализ – оцени свои сильные и слабые стороны

SWOT-анализ – это твой компас в мире возможностей и угроз.

Он поможет тебе:

  • Оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие твоего бизнеса.
  • Определить сильные и слабые стороны компании.
  • Выявить перспективные направления для развития.
  • Составить план действий для устранения недостатков и использования своих преимуществ.

Как провести SWOT-анализ:

  1. Составь таблицу с четырьмя колонками: Сильные стороны (S), Слабые стороны (W), Возможности (O) и Угрозы (T).
  2. В колонку S запиши все факторы, которые дают твоей компании конкурентные преимущества.Например: высокое качество продукции, уникальный ассортимент, узнаваемый бренд, лояльная клиентская база.
  3. В колонку W занеси все внутренние проблемы и ограничения, которые мешают развитию бизнеса.Например: ограниченные финансовые ресурсы, недостаточная квалификация персонала, устаревшее оборудование.
  4. В колонку O запиши все внешние факторы, которые могут стать новыми возможностями для твоего бизнеса.Например: рост спроса на продукцию, появление новых технологий, изменение законодательства в пользу бизнеса.
  5. В колонку T запиши все внешние угрозы, которые могут негативно повлиять на твою компанию.Например: появление новых конкурентов, экономический кризис, изменение потребительских предпочтений.

Проанализировав полученную информацию, вы сможете:

  • Составить матрицу решений
  • Найти способы устранения слабых сторон.
  • Максимально использовать свои сильные стороны.
  • Превратить возможности в преимущества.
  • Снизить влияние угроз.

Шаг 2: Составь финансовую модель – просчитай все риски и возможности

Финансовая модель – это твой прогноз будущего.

Она поможет тебе:

  • Оценить финансовые последствия различных вариантов масштабирования.
  • Понять, какие инвестиции потребуются для реализации твоих планов.
  • Определить, когда можно ожидать получения прибыли.
  • Сократить риски и сделать масштабирование максимально эффективным.

Как составить финансовую модель:

  1. Определи основные показатели:Выручка: сколько денег ты планируешь получить от продажи своих товаров или услуг.
    Переменные расходы: расходы, которые напрямую зависят от объема производства или продаж (например, материалы, зарплата производственного персонала).
    Постоянные расходы: расходы, которые не зависят от объема производства или продаж (например, аренда, зарплата административного персонала).
    Чистая прибыль: деньги, которые остаются после вычета всех расходов из выручки.
  2. Спрогнозируй значения этих показателей на несколько периодов вперед.
  3. Используй для расчетов специальные программы или Excel.
  4. Рассмотри разные варианты развития событий и просчитай их влияние на финансовые показатели.

Финансовая модель – это не статичный документ.

Ее нужно регулярно обновлять, по мере изменения рыночной ситуации, цен на сырье, курса валют и других факторов.

пример финмодели в таблице
пример финмодели в таблице

Шаг 3. Нанять новых сотрудников и обучить их. С развитием бизнеса возникает необходимость расширения команды. Для начала необходимо оптимизировать текущие процессы и подготовить команду к повышенным нагрузкам. Например, автоматизировать часть рутинной работы, упростить согласование некоторых вопросов, по-другому распределить функции между специалистами.

Дальше требуется проанализировать текущую численность персонала и определить его эффективность. Это поможет понять, нужен ли наём новых профессионалов для обеспечения бесперебойной работы. Например, для работы в кондитерских Юлии требуется увеличить численность персонала в два раза.

Шаг 4. Обновить систему учёта. При масштабировании бизнеса важно проанализировать существующую систему учёта и при необходимости обновить её или модернизировать. Например, может потребоваться внедрение сервисов автоматизации.

Когда команда небольшая, сотрудники ведут задачи, как им удобно: список продуктов записывают на доске, учёт расходов ведут в обычной тетради, шеф-кондитер составляет новые рецепты в блокноте, а потом передаёт сотрудникам. С увеличением числа персонала такой подход перестанет быть эффективным.

Чтобы успешно обрабатывать все данные, необходимо:

  • автоматизировать учёт;
  • построить и систематизировать базы клиентов и поставщиков;
  • наладить систему коммуникации между сотрудниками: создать рабочие группы и чаты, назначить ответственных лиц за результат.

Шаг 5. Прописать ключевые показатели и указать срок выполнения. Показатели помогают определить эффективность деятельности фирмы. Для нового филиала нужно установить конкретный результат и срок, за который точка должна выйти на данный уровень.

Как правильно оценить эффективность масштабирования

Прежде чем ступить на тропу масштабирования, тщательно подготовь свой корабль к этому путешествию.

И не забудь про компас, который поможет тебе не сбиться с пути!


Анализируйте финансовые показатели.
При расширении бизнеса важно понимать, как меняются чистая прибыль и другие ключевые показатели. Чаще всего это выручка, себестоимость, маржинальность. Если план не выполнен, стоит проанализировать причины и пересмотреть бизнес-процессы. Например, изменить маркетинговую стратегию, запустить рекламную кампанию, нанять ещё сотрудников или дать больше времени для реализации плана. Если изменения не приносят результатов, лучше вернуться на шаг назад: поменять стратегию масштабирования или закрыть новую точку.

Чтобы анализировать показатели, каждому предприятию необходимо вести три главных управленческих отчёта.

Отчёт о движении денежных средств (ОДДС). Его ведут, чтобы знать, сколько денег сейчас на счетах, откуда они приходят и куда уходят со счетов компании.

Отчёт о прибылях и убытках (ОПиУ). Показывает точную чистую прибыль компании.

Управленческий Баланс. Содержит информацию о финансовом положении компании в конкретный момент времени.

Выстраивать все три отчета (ДДС, ОПИУ, БАЛАНАС) я обучаю финансистов на своем курсе «Эксперт по оцифровке бизнеса». Чтобы узнать подробнее, напишите мне в личные сообщения кодовое слово «Оцифровка»

Несмотря на то, что расширение бизнеса даёт существенные преимущества, в период масштабирования некоторые показатели могут ухудшаться: растут затраты, увеличиваются запасы и задолженность, снижается маржа. В рамках расширения или запуска новых продуктов, в краткосрочном периоде, это нормальный процесс. При этом каждое изменение нужно обязательно контролировать, анализировать и сопоставлять с ключевыми показателями.

Советую обратить внимание на следующие тревожные сигналы.

-3

Регулярный мониторинг этих и других показателей поможет выявить проблемы на ранних этапах и принять меры для их решения. При этом важно учитывать окружение бизнеса и его специфику при оценке результатов.

Следите за динамикой спроса. В условиях масштабирования бизнеса нужно следить за динамикой спроса, как он меняется на всех точках. Если у второго филиала клиентов стало больше за счёт основного — это не очень хорошо. Необходимо выяснить, почему так получилось, и доработать маркетинговую стратегию по привлечению новых клиентов.

Анализируйте количество покупателей. На каждом этапе масштабирования нужно оценивать текущее количество клиентов и привлекать новых: поддерживать контакт, разрабатывать новые маркетинговые приёмы, укреплять уверенность в качестве товаров или услуг. При этом важно фиксировать, как часто покупатели возвращаются и делают повторные покупки.

-4

Чек-лист: как безопасно масштабировать бизнес

  1. Убедиться, что бизнес готов к масштабированию, проанализировав его финансовую отчётность.
  2. Провести SWOT-анализ и проанализировать его результаты.
  3. Составить финмодель, чтобы оценить эффективность запуска нового направления или открытия новой точки.
  4. Оценить эффективность персонала и при необходимости расширить штат.
  5. Актуализировать систему учёта в организации, чтобы она отвечала новым задачам.
  6. Определить ключевые показатели масштабирования и следить за их выполнением.
  7. Выбрать стратегию расширения и оценивать его эффективность на каждом из этапов.

Больше про учет в моем 🔹Telegram-канале
📝 записаться на консультацию и получить план внедрения управленческого учета в свой бизнес бесплатно