С законами разобрались, теперь понятно, что композиция должна быть цельной, уравновешенной, жизненной и интересной, гармоничной и уникальной, в ней все должно быть взаимосвязано, и она должна производить какое-то впечатление на зрителя (ссылка).
С разными приемами усиления внимания познакомились (ссылка на статью).
Но это все какие-то общие понятия. Что конкретно нужно делать, чтобы получить сбалансированную композицию?
Извините, но конкретной инструкции не будет. Расходимся.
Шутка 😄 Не уходите!
Вы же понимаете, что общего рецепта на все случаи жизни не существует. Во-первых, потому что все работы уникальны, во-вторых, жесткий инструктаж лишает творческого начала. Зато, есть определенный схематический подход, применяя который, можно понять суть построения разных композиций.
Речь идет о композиционных структурах.
Композиционная структура предполагает расположение разных элементов в определенном порядке, что позволяет уловить суть изображения.
Необходимость четкого структурирования обусловлена тем, даже самые интересные и прекрасные вещи, сваленные в кучу и образующие хаос, не вызовут у зрителя восторга. Автор должен уметь показать события, действия или предметы с нужной стороны, и донести мысль убедительно, последовательно и обоснованно.
В общем, если вы разберетесь с композиционными структурами, то считайте, что вам по плечу любая задача. И вас не будут пугать ни сложные условия съемки, ни запредельные идеи, ни освоение нового жанра, потому что вы сможете создавать неограниченное количество интересных композиций.
Для простоты и удобства композиционные структуры обозначают точками, линиями или символами. Расскажу про некоторые из наиболее распространенных типов композиционных структур.
Структура с одной точкой фокуса
Самый простой вариант структуры с одной точкой фокуса, когда есть один четко выраженный композиционный центр, а все элементы вокруг играют вспомогательную роль.
Обычно такая структура применяется для создания простых, статичных композиций, где есть один главный объект. Часто он размещается в центральной части кадра. Либо по правилу третей в одной из точек пересечения сетки.
К примеру, одиноко стоящее дерево на пустынном пейзаже.
Структура с двумя и более точками фокуса
В более сложных композициях обычно присутствует не одна зона интереса, а сразу несколько. Например, на групповом портрете, каждый персонаж заслуживает внимания. Какие-то из точек фокуса будут ведущими, другие второстепенными, и между ними последовательно путешествует взгляд зрителя.
Перед построением сложной композиции нужно определить иерархию объектов, какие должны обратить на себя внимание в первую очередь, а какие потом. Даже если эти элементы абсолютно одинаковые и равноценные по форме, размеру и другим признакам, все равно следует повлиять на них через ракурс, освещение, расположение таким образом, чтобы какой-то стал играть ведущую роль. Это нужно для того, чтобы эти зоны не спорили между собой.
В противном случае, история с несколькими равнозначными элементами, даже очень интересными, станет скучной и однообразной.
Например, один из объектов можно разместить на более контрастном фоне. Либо увести второстепенные элементы в тень.
Также можно добавить элементы или направляющие линии, которые будут вести взгляд от главной точки фокуса к второстепенным и обратно. Например, глаза человека направляют зрителя следом за его взглядом, и если в композиции там находится какой-то объект, то мы начинаем его рассматривать и то, что расположено вокруг.
Два и более композиционных центра могут также располагаться по правилу третей, только уже не в одной, а в нескольких точках. Или подчиняться закону равновесия.
Кроме того, один большой композиционный центр может содержать в себе несколько более мелких центров, которые можно заметить при детальном рассмотрении.
Линеарная структура
Также существует несколько типов линеарных структур.
Линеарная структура выстраивает элементы композиции по линии. Линии могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. При этом линии могут быть как вполне конкретными, например, горизонт, часть стены, вытянутый объект, так и воображаемыми, которые достраиваются нашим мозгом, как бы соединяя разные точки между собой.
Горизонтальные линии создают ощущение покоя, постоянства, тишины. Например, гладь воды или минималистичный зимний пейзаж.
Вертикальные линии производят впечатление стабильности, монументальности, силы.
Очень хорошо это можно заметить в архитектурных снимках с высокими зданиями или колоннадами.
Наклонные и изогнутые линии задают динамику и прокладывают путь.
Срединная линия
Эта композиционная схема предполагает размещение главных элементов на линии, проходящей через центр кадра горизонтально или вертикально. Ориентация холста может быть любой. Обе части изображения должны быть уравновешенными и соподчиненными. Срединная линия проходит через центр, но при этом она не должна делить и дробить изображение на разные части.
Такая структура может быть симметричной, когда одна сторона является зеркальным отражением другой или отличается незначительно, либо ассиметричной, если различия значительны.
Диагональ
Диагонали добавляют глубину пространства, делают кадр динамичным и более живым.
Диагональная структура добавляет направленности кадру, при этом важные элементы композиции располагаются вдоль линий, идущих из угла в угол.
Причем различают восходящее и нисходящее направление.
Восходящая диагональ идет из левого нижнего в правый верхний угол. Мы пишем слева направо и неосознанно воспринимаем такую линию стремящейся вверх. Она добавляет композиции позитивное настроение, но замедляет скорость движения, это словно преодоление, как восхождение на гору.
Другая диагональ нисходящая, которая идет из левого верхнего в правый нижний угол и создает впечатление, будто все объекты съезжают вниз как по горке. Это может передать ощущения падения, разрушения, а также ускорения движущихся объектов.
Эту особенность можно использовать для усиления эмоционального посыла в социальных или творческих проектах.
Структура ведущих линий
Ведущие линии - это Линии или формы в кадре, которые направляют взгляд зрителя к определенному объекту или точке интереса.
Направляющие линии усиливают впечатление, указывают, что главное, создают определенную атмосферу, задают динамику и скорость.
В основе структуры ведущих линий лежит использование различных объектов окружения, персонажей и элементов их одежды для направления взгляда зрителя. Важно чтобы зритель видел линию или мог бы достроить ее в своем воображении.
Ведущие линии используют для создания глубины, направления и движения в кадре.
Простейшим примером может быть уходящая вдаль дорога, которая приводит к какому-то интересному объекту, к дому, дереву, человеку. Таким образом, линия уводит взгляд внутрь кадра, и зритель, погружаясь в атмосферу, начинает изучать его изнутри.
Структура по заданному пути
Эта структура аналогична ведущим линиям, но более сложная по своему строению и задачам. Здесь взгляд должен двигаться по заданной траектории, совершая определенный маршрут от одного объекта к другому, третьему, и возвращаясь вновь к главному и так по кругу. Это некий лабиринт, куда попадает внимание зрителя и перемещается по определенному пути, изучая все больше и больше деталей композиции. Такой подход можно найти у многих известных живописцев. Причем каждая из точек интереса может содержать свой сюжет, что создает сложную многоуровневую композицию.
В фотографии такими указателями могут быть направляющие дороги, реки, заборы, лестницы, направленные взгляды персонажей или вскинутые руки в нужном направлении, а возвращать в исходную точку могут аналоги главных объектов в виде теней или отражений.
Помимо ведущих линий можно подключать цветовой и тоновой контраст, детализацию и ритм для усиления или ослабления внимания в разных областях изображения.
Главное преимущество такого подхода в том, что взгляд зрителя надолго остается в пределах кадра, не уходит за его пределы вслед за стремительной диагональю, и не переключается быстро на что-то другое из-за скучной статики, а как мячик постоянно отскакивает от разных точек и вновь возвращается к началу пути.
Эта структура требует довольно серьезного подхода и применяется в постановочных съемках и каких-то сложных проектах, которые планируются заранее, с проработкой сценария и набросков предстоящей съемки.
Треугольная структура
Треугольник – одна из основных и понятных геометрических фигур, и ее использование в построении композиции встречается довольно часто.
Дело в том, что треугольник может создать ощущение равновесия и гармонии в кадре.
Для использования треугольной структуры достаточно просто распределить объекты в кадре таким образом, чтобы они образовывали треугольник. Снимок будет выглядеть гармоничным, так как элементы кадра достаточно удалены друг от друга, но остаются взаимосвязанными.
Треугольную композицию можно успешно использовать в любом жанре фотографии: в предметной, пейзажной, на групповых снимках, в фуд-съемке и т.д. Это хороший способ красиво разместить сразу несколько объектов на одном снимке.
К примеру, в семейной фотографии лица людей могут быть расположены по углам треугольника.
При съемке модели в полный рост можно попросить встать ее с широко поставленными ногами, таким образом, получится устойчивый треугольник с его вершиной головой, и с основанием в ногах.
Еще воображаемый треугольник может получиться между локтями и лицом сидящего за столом человека.
Создавая треугольники, стоит помнить о том, что направленная вверх вершина делает композицию более устойчивой. А перевернутый треугольник более хрупкий, подвижный и нестабильный.
Правило золотого треугольника
Кроме простых треугольников также используют правило золотого треугольника. Это такая структура, в основе которой лежит диагональ, которая делит кадр на два треугольника, после чего из свободных углов кадра проводятся линии перпендикулярно к основной диагонали, в результате чего получается 4 разных треугольника.
Есть несколько вариантов использовать правило золотого треугольника:
- Расположить элементы вдоль получившихся линий
- Использовать точки пересечения с диагональю для размещения в них важных деталей
- Разместить композиционный центр в одном из треугольников
На самом деле, это не самая простая схема композиции, и не всегда дает хорошие результаты. А новичков она и вовсе может больше запутать, чем помочь.
Тем не менее, в некоторых нестандартных ситуациях или когда захочется поэкспериментировать с новыми ракурсами, эта структура может подойти.
Например, в фешн фотографии это могут быть необычные позы в полный рост, совпадающие с схематичными линиями.
В фотографии городских пейзажей – это динамичные направления дорог, мостов или крыш зданий.
Это может быть актуально при использовании необычных ракурсов, к примеру, взгляд сверху на улицу с наклоном горизонта.
Форма "S" и Форма "Z"
Интересными вариациями на тему золотого треугольника могут стать формы "S" и форма "Z". Это композиционные структуры, напоминающие соответствующие буквы латинского алфавита.
Эти формы добавляют максимум динамики и движения в композицию.
"Z" композиция резкая, четкая, контрастная, иногда даже агрессивная.
А вот "S" композиция несмотря на динамику воспринимается очень плавной и гармоничной. Эта форма воспринимается очень естественно и дружелюбно, создавая непрерывный поток, объединяющий композиционные элементы.
Примером такой формы может быть изогнутая река в пейзажной фотографии.
Другой пример – плавные изгибы женского тела, легкие струящиеся ткани.
Применение "S" и "Z" структуры делает композицию цельной, уравновешенной и достаточно интересной.
Рамочная структура
Рамочная структура – это очень интересный способ построить композицию, который помогает четко очертить самую важную ее часть. Еще такой подход называется фрейминг.
В данной схеме нужно расположить часть элементов таким образом, чтобы они обрамляли главный объект или персонажа. Рамка напрямую указывает, куда следует смотреть зрителю. Наше восприятие таково, что мы воспринимаем цельным и интересным то, что помещено в рамку по принципу картины в музее. Например, частью такой композиции может являться окно, зеркало, дверной проем и т.п. Нам хочется рассматривать и изучать, что же за история там происходит. Это как кадр в кадре, многослойная структура. Причем, в зоне действия рамки может строиться своя композиция.
Рамочная структура не обязательно должна иметь конкретное обрамление с четкими очертаниями. Это могут быть естественные природные объекты, например ветви дерева, сквозь которые проглядывается основной сюжет пейзажа.
Простой способ создать рамочную структуру добавить обрамляющие элементы на переднем плане. Это не только обогатит композицию, но и сделает пространство более объемным и глубоким, а также может добавить развитие в сюжете.
Пространственная структура
Такая структура основана на использовании глубины пространства и перспективы. Это создает ощущение объемности и присутствия в кадре.
Это может быть достигнуто с помощью перспективных линий, плоскостей и объектов.
Перспектива может быть линейной, когда мы видим горизонт и линии, уходящие вдаль. Например, пейзажи с дорогами, мостами.
А может быть тональной, когда уходящие вдаль объекты словно растворяются в пространстве. Это хорошо заметно в туманную погоду. То, что находится ближе к нам, будет выглядеть четче, ярче, контрастнее, а то, что дальше, будет тусклым, светлым и расплывчатым.
В первую очередь это применяется в пейзажной фотографии, где проявление тональной перспективы вполне естественно. Однако, зная эту особенность можно грамотно управлять ощущением глубины, распределяя нужным образом светлые и темные объекты, используя теплые и холодные оттенки предметов, выставляя освещение и добавляя плотности атмосфере туманом или каплями воды.
Главный прием пространственной структуры – это использование многоплановости, т.е. создание нескольких планов переднего, среднего, заднего, каждый из которых может содержать свои детали и дополнять общее впечатление о главном объекте.
Например, съемка портрета за столиком кафе через стекло, где мы видим персонажа на среднем плане, интерьер кафе на заднем, а на переднем окно и отражение шумной улицы.
Такой подход не только добавляет глубины кадру, но может обогатить сюжет, добавить эмоций, рассказать историю.
Добавление перспективы в композицию линейной, тональной или по глубине резкости предоставляет фотографу уникальные возможности для творчества и самовыражения.
Все перечисленные типы композиционных структур предоставляют фотографу множество инструментов для создания интересных и удачных кадров. Выбор подходящей структуры зависит от контекста съемки, целей и эмоционального воздействия, которое вы хотите донести до зрителя.
Я рекомендую начинать с самых простых вариантов точечных и линейных, и только после их освоения переходить к более сложным структурам.
Спасибо за внимание!
В следующий раз расскажу, всегда ли следует следовать законам композиции и как нарушать правила.
Если Вам понравилась эта статья, можете ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА донатом.
Или ПОДДЕРЖАТЬ РАЗВИТИЕ КАНАЛА для создания новых материалов.
📧Контактная информация:
ВК https://vk.com/artphotograf
Telegram https://t.me/averina_photo
Instahttps://www.instagram.com/elena_averina_art/
Ютуб https://www.youtube.com/@averinaelena
BOOSTY https://boosty.to/art-photo/
В качестве примера в статье использованы фотографии из открытых источников.
Удачи вам на фотографическом пути, друзья!